Preview

Вестник Северо-Кавказского федерального университета

Расширенный поиск

Педагогическая специфика имплементации русской музыкальной традиции в вокальном искусстве Китая

https://doi.org/10.37493/2307-907X.2024.4.22

Аннотация

Введение. Культурологическое и педагогическое изучение процессов взаимодействия русско(советско)-китайских (конец XIX в. – XX в.) отношений в сфере образования наиболее ярко представлено в настоящем исследовании на примере сотрудничества в области музыки и музыкальной, вокальной педагогики. Педагогическая специфика имплементации характеризуется принятием и присвоением образцов культуры и искусства, в частности, принципов русской музыкальной традиции, русской вокальной школы и русского, европейского вокального репертуара. Педагогическая имплементация принципов, методов и организационных форм обучения русской вокальной школы носит объективный характер, обусловлена целями и задачами обучения и воспитания китайских музыкантов, вокалистов.

Цель. Целью исследования является определение механизма влияния русской музыкальной традиции на формирование вокальной школы Китая способом имплементации.

Материалы и методы. Влияние русской вокальной школы на формирование вокализма Китая освещено в трудах: Ли Сяоин, Чжан Цинъюнь, Ван Чжшэнь, Ян Чжоу, Ли Цзяня, Го Ваньцзиня, Лу-синя, А. Кайева, И. Колесницкой, Л. Пушкарева, Л. Зем-ляновой, Б. Рифтин, Ян Чжоу, В. И. Климовой. Практические методы исследования представлены опросом, интервьюированием, анализом и сопоставлением полученной информации по теме исследования.

Результаты и обсуждение. Применение системного метода позволяет рассматривать историко-культурное наследие в данной области как один из элементов культуры в целом, а практику сохранения и актуализации российско-китайского сотрудничества в области культуры и образования как элемент системного явления – развитие музыкальной сферы. Историографический и историко-культурологический подходы в изучении проблемы настоящего исследования позволил определить социокультурные механизмы и этапы международного взаимодействия РФ и КНР.

Заключение. Формат международного диалога способствовал возникновению образовательного советско-китайского кластера, который в настоящее время изучается с междисциплинарных позиций: историческая наука, социология, культурология, искусствознание, музыкознание, музыкальная педагогика, этнопедагогика. Исследование позволяет сделать вывод о взаимопроникновении двух музыкальных традиций, обогативших национальную культуру Китая и сохранивших черты культурной идентичности.

Об авторе

Н. П. Андреева
Российский государственный педагогический университет имени А. И. Герцена
Россия

Наталья Павловна Андреева – кандидат педагогических наук, доцент

ResearcherID: KLC-7478-2024

д. 48, ул. Набережная Мойки, г. Санкт-Петербург, 196000



Список литературы

1. Ду Хуэйцю. Современная концепция вокального образования в КНР в свете российских и китайских научно-методических достижений: дис. … канд. педагог. наук: 13.00.02. СПб., 2021.

2. Имплементация / Большая российская энциклопедия. URL: https://old.bigenc.ru/law/text/2006536 (дата обращения: 27.04.2024).

3. Дубровская М., Чжао Ю. Китайско-российское музыкальное взаимодействие и творческое становление У Цзуцзяна // Вестник музыкальной науки. 2020. № 3. С. 122–131.URL: https://cyberleninka.ru/article/n/kitaysko-rossiyskoe-muzykalnoe-vzaimodeystvie-i-tvorcheskoe-stanovlenie-u-tszutszyana (дата обращения: 13.05.2024).

4. Культурная жизнь российской эмиграции в Китае в 20–40-е годы ХХ века. Гл. 3: Музыка, театр, живопись и архитектура. URL: https://web.archive.org/web/20150412165857/ http://abc.vvsu.ru/Books/up_kult_zhiznj_ros_em (дата обращения: 15.05.2024).

5. Культурный мост СССР – КИТАЙ – пространство интеграции и дружбы (1940–1950-е годы) // Дружба навеки: очерки истории сотрудничества Советского Союза и Китайской народной республики (1949–1960 гг.) / Научно-исследовательский институт истории, экономики и права (Москва), Хэбэйский педагогический университет. М., 2018. С. 173–189.

6. Ли Цзиньвэй, Ли Тиньюань. Вокальное и педагогическое искусство Шень Сяна. Пекин: Народное издательство, 2008. 238 с.

7. Лю И. Влияние культурно-образовательных каналов на развитие китайского вокального искусства в XX в. // Вестник музыкальной науки. 2022. № 4. С. 204–214. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/vliyanie-kulturno-obrazovatelnyh-kanalov-na-razvitie-kitayskogo-vokalnogo-iskusstva-v-xx-v (дата обращения: 11.04.2023).

8. Лю Б. В. Г. Шушлин и вокальное образование в Китае // Международная научно-практическая конференция «Управление в социальных и экономических системах». М., 2010. С. 381–382.

9. Лю Ю., Андреева Н. П. Инновационные методы работы по организации творческих (исполнительских) конкурсов на основе международного опыта сотрудничества России и Китая // Bulletin of the international centre of art and education. 2023. № 2. С. 308–316.

10. Ли Ч. Международная интеграция в сфере подготовки педагогических кадров. Россия и Китай: основные направления научно-педагогического сотрудничества в области музыкального образования, исторические предпосылки взаимодействия // Гуманитарное пространство. 2021. № 7. С. 885–894. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/mezhdunarodnaya-integratsiya-v-sfere-podgotovkipedagogicheskih-kadrov-rossiya-i-kitay-osnovnye-napravleniya-nauchno (дата обращения: 13.05.2022).


Рецензия

Для цитирования:


Андреева Н.П. Педагогическая специфика имплементации русской музыкальной традиции в вокальном искусстве Китая. Вестник Северо-Кавказского федерального университета. 2024;(4):204-212. https://doi.org/10.37493/2307-907X.2024.4.22

For citation:


Andreeva N.P. Pedagogical specifics of implementation the Russian musical tradition in the vocal art of China. Newsletter of North-Caucasus Federal University. 2024;(4):204-212. (In Russ.) https://doi.org/10.37493/2307-907X.2024.4.22

Просмотров: 135


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2307-907X (Print)