Preview

Вестник Северо-Кавказского федерального университета

Расширенный поиск

Место теории воспитания и обучения в программе подготовки учителей иностранного языка

https://doi.org/10.37493/2307-907X.2024.2.20

Аннотация

Введение. Одной из центральных проблем подготовки учителя иностранного языка в рамках дополнительной образовательной программы переподготовки «Преподаватель» по направлению «Теория и методика преподавания иностранных языков и культур» выступает содержание образования, в частности, определение места теории воспитания и обучения в структуре образовательной программы и ее роли в формировании профессионального педагогического сознания выпускника. Для решения данной задачи необходимо провести эвентуальную линию между «Теорией воспитания и обучения» и «Педагогикой и психологией» как дисциплинами, участвующими в формировании педагогических компетенций, но при этом выполняющими различные функции в образовательном процессе.

Цель – обоснование неразрывности и преемственности дисциплин образовательного процесса в формировании теоретических и практических навыков будущего учителя иностранного языка.

Материалы и методы. Основополагающим методом исследования выступает анализ-психолого-педагогической и методической литературы, в которых рассматриваются основные этапы профессиональной подготовки будущего учителя, представлена терминологическая база. Практическое значение имеет также обобщение результатов педагогического опыта в рамках не только работы в вузе, но и участия в качестве экспертов в различных конкурсах педагогического мастерства.

Результаты и обсуждение. Проведенное исследование показало, что процесс формирования профессиональных педагогических компетенций будущего учителя предполагает неразрывную связь и преемственность между дисциплинами «Теория воспитания и обучения» и «Педагогика и психология». Данные дисциплины являются взаимодополняющими в образовательном процессе, формируя теоретические и практические навыки у обучающихся по программе. Целесообразно включить тематические разделы дисциплины «Теория воспитания и обучения» в учебный план дополнительной образовательной программы после изучения теоретических основ педагогики и психологии, усвоения терминологической базы, ее принципов и методов данной дисциплины. Такое построение образовательного процесса не только позволит сформировать профессиональные педагогические компетенции будущего учителя иностранного языка, способного осуществлять научные исследования в области педагогики и методики преподавания иностранных языков на различных уровнях, но и подготовит его к роли классного руководителя.

Заключение. Результаты исследования могут быть использованы в процессе оптимизации как основных профессиональных образовательных программ, так и дополнительных образовательных программ по подготовке будущих учителей иностранного языка в вузе. Особое значение должно быть уделено построению образовательной траектории, базирующейся на принципе преемственности обучения.

Об авторах

Л. Р. Вартанова
Северо-Кавказский федеральный университет
Россия

Лиана Робертовна Вартанова – кандидат педагогических наук, доцент, кафедры теории и практики перевода 

д. 1, ул. Пушкина, Ставрополь, 355017, Российская Федерация 



Ю. С. Сизова
Российский университет дружбы народов им. Патриса Лумумбы
Россия

Юлия Сергеевна Сизова – кандидат экономических наук, доцент, кафедры теории и практики иностранных
языков Института иностранных языков 

д. 6, ул. Миклухо-Маклая, Москва, 117198, Российская Федерация 



Список литературы

1. Гальскова Н. Д. Методика обучения иностранным языкам как наука: взгляд современника // Иностранные языки в школе. 2021. № 4. С. 6–12.

2. Вартанова Л. Р., Колобкова А. А. Лингводидактическая модель формирования навыков коммуникативного взаимодействия в поликультурной среде // КАНТ. 2022. № 1 (42). С 199-205. https://doi.org/10.24923/2222-243X.2022-42.38

3. Колесников А. А. Анализ актуальных ориентиров в обучении иностранным языкам. Вестник Московского городского педагогического университета // Филология. Теория языка. Языковое образование. 2020. № 2 (38). С. 89-100. https://doi.org/10.25688/2076-913X.2020.38.2.10.

4. Московская Н.Л. Формирование профессиональной компетенции лингвиста-преподавателя. Язык и личность в гармоничном диалоге культур ФГАОУ ВО «СКФУ». Ставрополь: Параграф. 2017. С. 329-331.

5. Тарева Е. Г., Языкова Н. В. Факторы модернизации школьного образования в предметной области «иностранные языки» // Иностранные языки в школе. 2018. № 4. С. 2-8.


Рецензия

Для цитирования:


Вартанова Л.Р., Сизова Ю.С. Место теории воспитания и обучения в программе подготовки учителей иностранного языка. Вестник Северо-Кавказского федерального университета. 2024;(2):165-169. https://doi.org/10.37493/2307-907X.2024.2.20

For citation:


Vartanova L.R., Sizova Yu.S. . The place of the theory of upbringing and education in a foreign language teacher training curriculum. Newsletter of North-Caucasus Federal University. 2024;(2):165-169. (In Russ.) https://doi.org/10.37493/2307-907X.2024.2.20

Просмотров: 118


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2307-907X (Print)