Место теории воспитания и обучения в программе подготовки учителей иностранного языка
https://doi.org/10.37493/2307-907X.2024.2.20
Аннотация
Введение. Одной из центральных проблем подготовки учителя иностранного языка в рамках дополнительной образовательной программы переподготовки «Преподаватель» по направлению «Теория и методика преподавания иностранных языков и культур» выступает содержание образования, в частности, определение места теории воспитания и обучения в структуре образовательной программы и ее роли в формировании профессионального педагогического сознания выпускника. Для решения данной задачи необходимо провести эвентуальную линию между «Теорией воспитания и обучения» и «Педагогикой и психологией» как дисциплинами, участвующими в формировании педагогических компетенций, но при этом выполняющими различные функции в образовательном процессе.
Цель – обоснование неразрывности и преемственности дисциплин образовательного процесса в формировании теоретических и практических навыков будущего учителя иностранного языка.
Материалы и методы. Основополагающим методом исследования выступает анализ-психолого-педагогической и методической литературы, в которых рассматриваются основные этапы профессиональной подготовки будущего учителя, представлена терминологическая база. Практическое значение имеет также обобщение результатов педагогического опыта в рамках не только работы в вузе, но и участия в качестве экспертов в различных конкурсах педагогического мастерства.
Результаты и обсуждение. Проведенное исследование показало, что процесс формирования профессиональных педагогических компетенций будущего учителя предполагает неразрывную связь и преемственность между дисциплинами «Теория воспитания и обучения» и «Педагогика и психология». Данные дисциплины являются взаимодополняющими в образовательном процессе, формируя теоретические и практические навыки у обучающихся по программе. Целесообразно включить тематические разделы дисциплины «Теория воспитания и обучения» в учебный план дополнительной образовательной программы после изучения теоретических основ педагогики и психологии, усвоения терминологической базы, ее принципов и методов данной дисциплины. Такое построение образовательного процесса не только позволит сформировать профессиональные педагогические компетенции будущего учителя иностранного языка, способного осуществлять научные исследования в области педагогики и методики преподавания иностранных языков на различных уровнях, но и подготовит его к роли классного руководителя.
Заключение. Результаты исследования могут быть использованы в процессе оптимизации как основных профессиональных образовательных программ, так и дополнительных образовательных программ по подготовке будущих учителей иностранного языка в вузе. Особое значение должно быть уделено построению образовательной траектории, базирующейся на принципе преемственности обучения.
Об авторах
Л. Р. ВартановаРоссия
Лиана Робертовна Вартанова – кандидат педагогических наук, доцент, кафедры теории и практики перевода
д. 1, ул. Пушкина, Ставрополь, 355017, Российская Федерация
Ю. С. Сизова
Россия
Юлия Сергеевна Сизова – кандидат экономических наук, доцент, кафедры теории и практики иностранных
языков Института иностранных языков
д. 6, ул. Миклухо-Маклая, Москва, 117198, Российская Федерация
Список литературы
1. Гальскова Н. Д. Методика обучения иностранным языкам как наука: взгляд современника // Иностранные языки в школе. 2021. № 4. С. 6–12.
2. Вартанова Л. Р., Колобкова А. А. Лингводидактическая модель формирования навыков коммуникативного взаимодействия в поликультурной среде // КАНТ. 2022. № 1 (42). С 199-205. https://doi.org/10.24923/2222-243X.2022-42.38
3. Колесников А. А. Анализ актуальных ориентиров в обучении иностранным языкам. Вестник Московского городского педагогического университета // Филология. Теория языка. Языковое образование. 2020. № 2 (38). С. 89-100. https://doi.org/10.25688/2076-913X.2020.38.2.10.
4. Московская Н.Л. Формирование профессиональной компетенции лингвиста-преподавателя. Язык и личность в гармоничном диалоге культур ФГАОУ ВО «СКФУ». Ставрополь: Параграф. 2017. С. 329-331.
5. Тарева Е. Г., Языкова Н. В. Факторы модернизации школьного образования в предметной области «иностранные языки» // Иностранные языки в школе. 2018. № 4. С. 2-8.
Рецензия
Для цитирования:
Вартанова Л.Р., Сизова Ю.С. Место теории воспитания и обучения в программе подготовки учителей иностранного языка. Вестник Северо-Кавказского федерального университета. 2024;(2):165-169. https://doi.org/10.37493/2307-907X.2024.2.20
For citation:
Vartanova L.R., Sizova Yu.S. . The place of the theory of upbringing and education in a foreign language teacher training curriculum. Newsletter of North-Caucasus Federal University. 2024;(2):165-169. (In Russ.) https://doi.org/10.37493/2307-907X.2024.2.20