Технология событийного подхода к формированию чувства патриотизма
https://doi.org/10.37493/2307-907X.2024.2.19
Аннотация
Введение. Статья посвящена поиску путей формирования и развития чувства патриотизма у молодежи. При этом следует отметить, что необходимость решения задач патриотического воспитания в системе образования не является новой, однако, как показывает современная педагогическая практика, все еще не утратила своей актуальности. Не случайно в нормативных документах, регламентирующих образовательную деятельность, красной нитью проходит идея формирования и развития жизненных ценностей и становления личности обучающегося, знающего культурно-исторические достижения и принимающего традиционные ценности своей страны. Таким образом, обоснована необходимость и актуальность педагогического поиска технологий патриотического воспитания.
Цель. Разработать проект технологии формирования чувства патриотизма у обучающихся на принципах событийного подхода.
Материалы и методы. Исследование построено на основе контент-анализа и обобщения научно-исследовательской, методической литературы, педагогического опыта в области патриотического воспитания; применяется метод конструирования проекта событийной технологии патриотического воспитания.
Результаты и обсуждение. Рассмотрены и проанализированы психолого-педагогические исследования, посвященные определению понятий «патриот», «патриотическое воспитание», «событийный подход», «сущность событийного подхода к воспитанию обучающихся». В статье подчеркивается, что дети школьного возраста наиболее восприимчивы к патриотическому воспитанию. Раскрыта и теоретически обоснована эффективность событийного подхода к формированию патриотических чувств. Разработан и подробно описан проект технологии событийного подхода к формированию чувства патриотизма у обучающихся.
Заключение. Представленный в статье проект технологии событийного подхода к формированию чувства патриотизма авторы предлагают рассматривать как инструмент создания условий для эмоционального переживания чувства любви к родине и высокого уровня чувства причастности к ее истории, культуре и судьбе.
Об авторах
О. В. БережнаяРоссия
Ольга Владимировна Бережная – кандидат педагогических наук, доцент, декан факультета дополнительных образовательных программ
д. 417А, ул. Ленина, Ставрополь, 355029, Российская Федерация
А. Л. Коблева
Россия
Анжела Лионтьевна Коблева – кандидат психологических наук, доцент, доцент кафедры дополнительного образования
д. 417А, ул. Ленина, Ставрополь, 355029, Российская Федерация
Список литературы
1. Гуляева Л. В., Ефимова Г. З. Сравнительное исследование патриотических ориентаций молодежи: региональная специфика // Siberian Socium. 2018. Т. 2, № 1. С. 53–73.
2. Данилюк А. Я., Кондаков А. М., Тишков В. А. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России // Народное образование. 2010. № 1. С 39–47.
3. Дрозд К. В. Педагогический потенциал событийного подхода к организации взаимодействия субъектов воспитательного пространства // Приволжский научный вестник. 2013. № 8-1(24). С. 112–118.
4. Казаева Е. А., Чхетиани Н. С., Пономарева Л. И. Патриотизм как инструмент формирования гражданской идентичности: анализ представлений студентов // Мир науки. Педагогика и психология. 2023. Т. 11, № 2. URL: https://mir-nauki.com/PDF/23PDMN223.pdf. (дата обращения: 25.02.2024).
5. Кипреев С. Н. Особенности формирования территориального типа чувства патриотизма // Вестник Северо-Кавказского федерального университета. 2023. № 4(97). С. 187–194.
6. Мягкова Е. Ю. Эмоционально-чувственный компонент психологической структуры значения слова. Курск.: Изд-во КГУ, 2000. 112 с.
7. Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования: Приказ Министерства просвещения РФ от 31 мая 2021 г. № 287 URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/401333920/?ysclid=lsxa5aeh2l966172548 (дата обращения: 25.02.2024).
8. Прилепко Ю. В., Козловская Г. Ю., Шульга Н. В. Использование технологии дополненной реальности в работе с детьми раннего возраста // Вестник Северо-Кавказского федерального университета. 2022. № 4. С. 254–259.
9. Соловьев Г. Е. Биографические аспекты развития личности в трудах А. С. Макаренко // Cogito. Вып. 2. Ижевск, 2000. С. 35–44.
10. Тюпа В. И., Троицкий Ю. Л. Школа коммуникативной дидактики и гражданское общество) // Дискурс: коммуникация, образование, культура. 1997. № 3/4. С. 6–8.
11. Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей: Указ Президента РФ от 9 ноября 2022 г. № 809. URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/405579061/?ysclid=lsx9yl57q887524658 (дата обращения: 25.02.2024).
12. Устинова Н. П. Модель воспитания профессионально ориентированного патриотизма будущих специалистов оборонной отрасли // Вестник Северо-Кавказского федерального университета. 2022. № 4. С 266–272.
13. Фромм Э. Человек для себя. М.: ООО Изд-во АСТ, 2004. 157 с.
14. Шевцова М. М., Кудрина Е. Л. К вопросу о патриотическом воспитании детей и молодежи // Вестник Кемеровского государственного университета культуры и искусств. 2015. № 33-1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/kvoprosu-o-patrioticheskom-vospitanii-detey-i-molodezhi (дата обращения: 25.02.2024).
15. Шустова И. Ю. Событийный подход к воспитанию школьников // Вестник Томского государственного университета. 2019. № 438 С. 186–193.
Дополнительные файлы
Рецензия
Для цитирования:
Бережная О.В., Коблева А.Л. Технология событийного подхода к формированию чувства патриотизма. Вестник Северо-Кавказского федерального университета. 2024;(2):158-164. https://doi.org/10.37493/2307-907X.2024.2.19
For citation:
Berezhnaya O.V., Kobleva A.L. Technology of event approach to forming a sense of patriotism. Newsletter of North-Caucasus Federal University. 2024;(2):158-164. (In Russ.) https://doi.org/10.37493/2307-907X.2024.2.19