Preview

Вестник Северо-Кавказского федерального университета

Расширенный поиск

Анализ гипсовой отрасли в России и методы повышения конкурентоспособности организации на примере ОАО «Хабезский гипсовый завод»

https://doi.org/10.37493/2307-907X.2024.2.16

Аннотация

Введение. Строительный сектор реагирует на изменения со значительным отставанием, дольше остальных отраслей замедляясь в трудные периоды и дольше восстанавливаясь после кризиса. Причина этого в заключении долгосрочных строительных контрактов и покупка строительных материалов впрок. Однако негативные экономические последствия санкций, введенных против России, сказались на рынках строительных материалов, поскольку некоторые строительные компании с участием иностранного капитала заявили о приостановке деятельности в России или уходе с рынка, вследствие чего следует ожидать снижения продаж гипса в России в 2023–2024 гг. Ввиду этих событий у отечественных производителей появилась возможность выхода на рынок и улучшения своих позиций на нем благодаря правильно выстроенной стратегии организации, направленной на удовлетворение потребителя за счет качества производимой продукции, а также методов ее производства. В качестве примера конкурентного анализа в статье рассматриваются методы конкурентного анализа, производимые для анализа компании ОАО «Хабезский гипсовый завод», текущее положение организации на рынке, определяются основные конкуренты организации и способы улучшения положения на рынке.

Цель – определение уровня конкурентоспособности предприятия ОАО «Хабезский гипсовый завод» по сравнению с лидирующими организациями в этой отрасли производства.

Материалы и методы. В данном исследовании проводится конкурентный анализ производителей гипса, формирующих топ-14 отрасли по объему выручки. Методическую основу работы составили классические методы: анализ отрасли и методика конкурентного анализа, базирующаяся на инструментах сравнительного анализа и построения карт конкурентов с использованием дихотомических показателей. В результате исследования авторами предложены дополнительные отраслевые индикаторы, характерные для производства гипса и влияющие на конкурентную среду этого рынка. Материалы и информационную базу исследования составили: научные и информационные статьи о состоянии отрасли, сервисы открытых данных (статистические: ЕМИСС, сайт Росстата, сборники Росстата; информационно-аналитические базы и сервисы проверки контрагентов: rusprofile.ru, СПАРК-Интерфакс и др.) и другие.

Результаты и обсуждение. В 2022 году российскими предприятиями было выпущено 3 904 тыс. т строительного гипса, что на 3,3 % выше результатов 2021 года. Среднегодовой прирост производства (CAGR) строительного гипса за период 2017–2022 гг. составил 1,8 %. Учитывая тенденцию роста, а также уход крупных иностранных организаций, у крупных организаций появилась хорошая возможность закрепиться на российском рынке.

Заключение. По итогам исследования было выявлено: в гипсовой отрасли отмечается тенденция роста, исследуемая организация постоянно прогрессирует, что отражается на ее экономических показателях. С 2017 по 2022 гг. темпы роста организации составили 220,7 %, а в период с 2021–2022 гг. – 19 %. Учитывая текущую экономическую ситуацию в России, компания ОАО «Хабезский гипсовый завод» имеет хорошие перспективы. Организации стоит предложить рынку инновационную продукцию, а также модернизировать процесс производства, который позволит сократить сумму издержек.

Об авторах

А. Г. Чекалов
Северо-Кавказский федеральный университет
Россия

Арсен Георгиевич Чекалов – аспирант 2 курса, направления 5.2.3 «Региональная и отраслевая экономика»

Researcher ID: ABH-6451-2022 

д. 1, ул. Пушкина, Ставрополь, 355017, Российская Федерация 



О. В. Бережная
Северо-Кавказский федеральный университет
Россия

Ольга Владимировна Бережная – доктор экономических наук, доцент, профессор кафедры менеджмента

Scopus ID: 56192259200, Researcher ID: T-1031-2018 

д. 1, ул. Пушкина, Ставрополь, 355017, Российская Федерация 



Список литературы

1. Абаева Н. П., Старостина Т. Г. Конкурентоспособность организации. Ульяновск: УлГТУ, 2018. 259 с.

2. Алтухова, А. Т. Факторы повышения конкурентоспособности предприятия. М.: Ника-Центр, 2017. 315 с.

3. Грачева Е. С. Экономика организации: учебник для вузов. М.: ГНОМ и Д, 2018. 309 с.

4. Руспрофайл. URL: https://www.rusprofile.ru/id/314826 (дата обращения: 29.09.2023).

5. Руспрофайл. URL: https://www.rusprofile.ru/ (дата обращения: 29.09.2023).

6. Рынок гипса в России 2017-2023 гг. Цифры, тенденции, прогноз. URL: https://tk-solutions.ru/russia-rynok-gipsastroitelnogo (дата обращения: 21.09.2023).

7. Федстат. URL: https://www.fedstat.ru/ (дата обращения 28.09.2023).

8. Федстат. URL: https://www.fedstat.ru/indicator/58018 (дата обращения: 28.09.2023).

9. Федстат. URL: https://www.fedstat.ru/indicator/57783 (дата обращения: 28.09.2023).

10. Power Branding. URL: https://powerbranding.ru/competition/analiz-konkurentov-primer/ (дата обращения: 29.09.2023).


Рецензия

Для цитирования:


Чекалов А.Г., Бережная О.В. Анализ гипсовой отрасли в России и методы повышения конкурентоспособности организации на примере ОАО «Хабезский гипсовый завод». Вестник Северо-Кавказского федерального университета. 2024;(2):130-139. https://doi.org/10.37493/2307-907X.2024.2.16

For citation:


Chekalov A.G., Berezhnaya O.V. Analysis of the gypsum industry in Russia and methods of increasing the competitiveness of the organization on the example of JSC “Khabez Gypsum Plant”. Newsletter of North-Caucasus Federal University. 2024;(2):130-139. (In Russ.) https://doi.org/10.37493/2307-907X.2024.2.16

Просмотров: 147


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2307-907X (Print)