К вопросу о терминологической подготовленности студентов-первокурсников физкультурного профиля
https://doi.org/10.37493/2307-907X.2024.2.25
Аннотация
Введение. Успешная разработка и конструктивное использование понятийно-терминологического аппарата являются важнейшими условиями обеспечения высокого качества образовательной и практической деятельности в области физической культуры.
Цель – изучение уровня терминологической подготовленности студентов-первокурсников физкультурного профиля.
Материалы и методы. Исследование основано на анализе результатов тестирования уровня теоретической подготовленности студентов первых курсов физкультурного профиля по дисциплине «Гимнастика».
Результаты и обсуждение. Результаты исследования позволяют констатировать низкий уровень владения студентами физкультурного профиля профессиональной гимнастической терминологией, имеющей ведущее значение в характеристике профессиональной подготовленности. Негативным следствием такого положения являются проблемы, связанные с грамотным использованием профессиональной терминологии в процессе практической физкультурно-спортивной деятельности. В ходе работы выявлены основные затруднения, с которыми сталкиваются студенты-первокурсники физкультурного профиля при освоении физкультурно-спортивной лексики.
Заключение. Результаты проведённого исследования позволили выявить у студентов физкультурного профиля основные трудности в освоении гимнастической терминологии и применении её, которые в значительной мере обусловлены откровенно низким уровнем их общего физкультурного образования, полученного в общеобразовательной школе. Ведущим звеном в процессе формирования у студентов системы знаний по основам профессионально-педагогической лексики является преподаватель. Поэтому повышение понятийно-терминологической грамотности в физкультурно-спортивной среде возможно только при условии неустанного, систематического внимания к этой проблеме со стороны преподавателей вузов, учителей физической культуры, воспитателей, тренеров, всего педагогического сообщества. Только на таких основаниях могут быть сохранены и приумножены богатые традиции, сложившиеся по отношению к физкультурно-спортивной терминологии в нашей стране на предыдущих этапах её развития.
Ключевые слова
Об авторах
В. П. ЛукьяненкоРоссия
Виктор Павлович Лукьяненко – профессор, доктор педагогических наук, профессор кафедры образовательных технологий физической культуры и спорта факультета физической культуры и спорта
Scopus ID: 7003981595, Researcher ID: AAO-4275-2021
д. 1, ул. Пушкина, Ставрополь, 355017, Российская Федерация
В. И. Гончаров
Россия
Виктор Иванович Гончаров – профессор, доктор психологических наук, профессор департамента валеологии, Школа педагогики
д. 12, ул. Пушкинская, Владивосток, 690041, Российская Федерация
Н. В. Лукьяненко
Россия
Наталья Владимировна Лукьяненко – кандидат педагогических наук, доцент кафедры образовательных технологий физической культуры и спорта факультета физической культуры и спорта
Scopus ID: 58034518300, Researcher ID: GYJ-0763-2022
д. 1, ул. Пушкина, Ставрополь, 355017, Российская Федерация
Список литературы
1. Баршай В. М., Курысь В. Н., Павлов И. Б. Гимнастика: учебник. 3-е изд., перераб. и доп. М.: КНОРУС, 2013.
2. Бобырева Н. Н. История формирования и развития русской терминологии художественной гимнастики // Вестник Челябинского гос. ун-та. 2009. № 30(168). С. 39–47.
3. Гимнастика и методика преподавания: учебник для институтов физической культуры / под ред. В. М. Смолевского. 3-е изд., перераб., доп. М.: Физкультура и спорт, 1987.
4. Загревский О. И., Шерин В. С. Основы терминологии гимнастических упражнений: учебное пособие. Томск: Томский государственный университет, 2013.
5. Ибель Д. В. Терминология и классификация атлетических упражнений, применяемых в бодибилдинге: автореф. дис. … канд. пед. наук: 13.00.04 / С.-Петерб. гос. акад. физ. культуры им. П. Ф. Лесгафта. СПб., 2004.
6. Колосова Е. В. Терминология гимнастических упражнений: учебно-методическое пособие. Саратов, 2019.
7. Лебедихина Т. М. Гимнастика: теория и методика преподавания: учебное пособие. Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2017.
8. Лесгафт П. Ф. Педагогика. Избранные труды. М.: Юрайт, 2020.
9. Лукьяненко В. П., Муханова Н. В. Гимнастическая терминология: краткая история становления, развития и современное состояние: учебное пособие. М.: Русайн, 2021.
10. Руденко С. А. Методические подходы к освоению профессионально-педагогической лексики студентами физкультурных вузов на занятиях гимнастикой // Культура физическая и здоровье. 2016. № 5(60). С. 112–118.
11. Шерин В. С. Методика обучения гимнастическому элементу «Перелёт Ткачёва» в упражнениях на перекладине // Вестник Томского государственного университета. 2012. № 359. С. 174–177.
Рецензия
Для цитирования:
Лукьяненко В.П., Гончаров В.И., Лукьяненко Н.В. К вопросу о терминологической подготовленности студентов-первокурсников физкультурного профиля. Вестник Северо-Кавказского федерального университета. 2024;(2):205-210. https://doi.org/10.37493/2307-907X.2024.2.25
For citation:
Lukyanenko V.P., Goncharov V.I., Lukyanenko N.V. On terminology awareness of the first-year physical education students. Newsletter of North-Caucasus Federal University. 2024;(2):205-210. (In Russ.) https://doi.org/10.37493/2307-907X.2024.2.25