Параметры оценки качества организации воспитательной работы школы
https://doi.org/10.37493/2307-907X.2023.6.23
Аннотация
Введение. Примерная рабочая программа воспитания для общеобразовательных организаций предусматривает три основные позиции в оценке качества организации воспитательной работы школы: формирование российской культурной и гражданской идентичности обучающихся; приобщение к российским традиционным духовным ценностям, включая ценности своей этнической группы; историческое просвещение.
Цель. Обоснование и презентация результатов мониторинга качества организации воспитательной работы в школах города Омска.
Материалы и методы. В мониторинге принимали участие обучающиеся 151 образовательной организации муниципальной системы общего образования города Омска в составе 117 868 респондентов. Период мониторинга – 2022 / 2023 учебный год. Методы: контент-анализ документов ОО муниципальной системы образования г. Омска; методы математической статистики (регистрация, ранжирование, шкалирование).
Результаты и обсуждение. Параметры качества организации воспитательной работы на муниципальном уровне включают два трека: ТРЕК 1 «Формирование ценностных ориентаций обучающихся» включает критерии: сформированность ценностных ориентаций, связанных с жизнью, здоровьем и безопасностью человека; сформированность ценностных ориентаций в области социального взаимодействия; сформированность ценностных ориентаций личностного развития. ТРЕК 2 «Профилактика деструктивного поведения обучающихся» включает критерии: выявление групп социального риска среди обучающихся; учет обучающихся с деструктивными проявлениями; качество профилактики деструктивного поведения обучающихся.
Заключение. Чем выше показатели психологической безопасности образовательной среды, тем выше сформированность ценностных ориентаций у обучающихся, выше уровень субъективного благополучия и ниже их склонность к девиантному поведению; при высоком уровне сотрудничества родителей со школой уровень сформированности ценностных ориентаций у обучающихся выше; при осуществлении деятельности по профилактике и разрешению конфликтных ситуаций службы школьной медиации уровень склонности обучающихся к противоправному и агрессивному поведению ниже; наличие первичного отделения РДДМ «Движение первых» положительно связано с ценностными ориентациями и безопасностью личностного развития обучающихся, качеством школьного климата; наиболее высокую оценку со стороны обучающихся получили занятия «Разговоры о важном», рассказы о профессиях во время классных часов, профориентационное тестирование.
Об авторах
С. Г. ЧухинРоссия
Степан Геннадьевич Чухин – кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры педагогики, Омский ГПУ; доцент кафедры философии и социально-гуманитарных наук, Омский ГМУ Министерства здравоохранения РФ.
Д. 14, наб. им. Тухачевского, Омск, 644099; Д. 12, ул. Ленина, Омск, 644099
Е. В. Чухина
Россия
Елена Викторовна Чухина – кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры педагогики, ГПУ.
Д. 14, наб. им. Тухачевского, 644099, Омск
Список литературы
1. Концепция воспитания и развития личности гражданина России в системе образования. М.: Институт воспитания РАО, 2023. 38 с.
2. Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года: Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. № 996-р // Российская газета. 2015. № 122 (6693). 8 июня. URL: https://rg.ru/2015/06/08/vospitanie-dok.html (дата обращения: 11.08.2023).
3. Данилюк А. Я., Кондаков А. М., Тишков В. А. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. М.: Просвещение, 2014. 24 с. (Серия: Стандарты второго поколения).
4. Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей: Указ Президента РФ от 09.11.22. № 809. URL: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202211090019 (дата обращения: 04.09.2023).
5. Олихов Д. О реализации совместного Плана Омской митрополии и правительства Омской области по духовно-нравственному воспитанию населения региона // Глобальные вызовы современности и духовный выбор человека: сб. ст. регионального этапа XXXI Международных Рождественских образовательных чтений. Омск, 2023. С. 35–42. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=50277929 (дата обращения: 16.09.2023).
6. Чухин С. Г., Чухина Е. В. Мониторинг качества организации воспитательной работы муниципальной системы образования: учеб. пособие. Омск: КАН, 2022. 84 с.
7. Чухин С. Г. Системный подход в гражданском воспитании школьников // Системный подход в воспитании: развитие во времени и пространстве: материалы Международной научно-практической конференции, посвященной 100-летию со дня рождения академика РАО Л. И. Новиковой (18–19 октября 2018 г., г. Москва) / под ред. Н. Л. Селивановой, И. Ю. Шустовой. М.: Педагогический поиск, 2018. С. 230–240.
8. Шакурова М. В. Российская гражданская идентичность как личностный результат образования // Классный руководитель. 2014. № 1. С. 44–57.
9. Приказ об утверждении Стратегии развития и организации воспитания и социализации обучающихся муниципальной системы образования города Омска на период до 2025 года от 31 мая 2023 года № 58. URL: http://omsk.edu.ru/sites/default/files/_oficial/pov_kach/07/prik_2023_58.pdf (дата обращения: 16.08.2023).
10. Примерная рабочая программа воспитания для общеобразовательных организаций: одобрена решением Федерального учебно-методического объединения по общему образованию, протокол от 23 июня 2022 № 3/22. М., 2022. 44 с.
Рецензия
Для цитирования:
Чухин С.Г., Чухина Е.В. Параметры оценки качества организации воспитательной работы школы. Вестник Северо-Кавказского федерального университета. 2023;(6):182-191. https://doi.org/10.37493/2307-907X.2023.6.23
For citation:
Chukhin S.G., Chukhina E.V. Parameters for assessing the quality of the organization of educative work of at school. Newsletter of North-Caucasus Federal University. 2023;(6):182-191. (In Russ.) https://doi.org/10.37493/2307-907X.2023.6.23