Результаты эмпирического исследования семантических аспектов метафорической компетенции иностранных студентов российского вуза
https://doi.org/10.37493/2307-907X.2023.6.20
Аннотация
Введение. В рамках исследовательского проекта, направленного на совершенствование формирования метафорической компетенции при изучении русского языка как иностранного студентами российского вуза, была поставлена цель – исследовать семантические аспекты уже имеющейся у таких студентов метафорической компетенции.
Материалы и методы. При помощи особым образом сформированных диагностических заданий на основе фиксированного набора метафорических выражений определённых типов было определено, в каких областях метафорического переноса иностранные студенты вполне компетентны и какие области нуждаются в дополнительном улучшении. В ходе исследования были учтены полученные ранее результаты оценки того, какие метафорические выражения представлены в трёх популярных учебных курсах по русскому языку как иностранному: «Дорога в Россию», «Поехали» и «Жили-были».
Результаты и обсуждение. Согласно полученным результатам, индивидуальная специфика отдельно взятого учебного курса не оказывает определяющего влияния на характер сформированной метафорической компетенции студента. Установлено, что метафорические выражения с переносом конкретных признаков: вес, возраст, пространственные характеристики – на деятельность, объекты и людей, включая части тела человека, распознаются и употребляются иностранными студентами российских вузов успешно. Установлено также, что метафорические выражения с переносом атрибутов на абстракции: «информация», «совокупность», «понятие», «событие», «эмоции» и «явление» – распознаются и употребляются иностранными студентами с меньшей степенью успешности.
Заключение. По результатам исследования определены тематические области метафорических переносов для дальнейшей научно-исследовательской, в том числе опытно-экспериментальной, работы.
Об авторах
Н. В. ГоловкоРоссия
Николай Вячеславович Головко – кандидат филологических наук, доцент, доцент кафедры русского языка как иностранного, ScopusID 57189687313, ResearcherID O-8507-2017.
Д. 1, ул. Пушкина, Ставрополь, 355017
Ф. Р. Одекова
Россия
Феруза Резвановна Одекова – кандидат филологических наук, доцент, доцент кафедры русского языка. ResearcherID JLM-1714-2023.
Д. 1, ул. Пушкина, Ставрополь, 355017
Д. В. Шейко
Россия
Дарья Владимировна Шейко – кандидат филологических наук, доцент, доцент кафедры русского языка как иностранного Гуманитарного института. ResearcherID К-4499-2017.
Д. 1, ул. Пушкина, Ставрополь, 355017
Список литературы
1. Lakoff G., Johnson M. Metaphors we live by. University of Chicago Press, 1980. 256 p.
2. Toriizuka Т., Loftier D., Tscham R. Creativity in design: Using cognitive metaphors to unveil knowledge about relationships in the world // Advances in Intelligent Systems and Computing. 2019. No. 824. P. 665–671. https://doi.org/10.1007/978-3319-96071-5_70
3. Diaz-Peralta M. Metaphor and ideology: Conceptual structure and conceptual content in Spanish political discourse // Discourse and Communication. 2018. No. 12 (2). P. 128–148. https://doi.org/10.1177%2F1750481317745752
4. Afkhami A., Shakiba K. Ideological representation of Iran & England's newspapers: A critical metaphor analysis // Language Related Research. 2018. No. 8 (7). P. 209–231.
5. Tobing A. P. L. Event structure as a basis of semantic processing of familiar metaphors // Cognitive Systems Research. 2018. No. 49. P. 24–32. https://doi.org/10.1016/j.cogsys.2017.10.002
6. Su C., Wang X.-M., Huang S.-M., Chen Y.-J. Metaphor Comprehension Method Based on Relevance Constraints // Ruan Jian Xue Bao: Joumal of Software. 2017. No. 28 (12). P. 3167–3182. https://doi.org/10.1007/s11063-020-10227-6
7. Gutierrez Perez R. The development of a metaphoric competence. A didactic proposal of educational innovation // Innovation in Language Learning and Teaching. 2019. No. 13 (4). P. 331–357. https://doi.org/10.1080/17501229.2018.1466891
8. Birdsell B. J. Conceptual wandering and novelty seeking: Creative metaphor production in an LI and L2 // Journal of Cognitive Science. 2018. No. 19 (1). P. 35–67.
9. Wu Xiaofang. A Study on Defining of Metaphoric Competence: Problems and Strategies // Sino-US English Teaching. 2021. No. 18 (3). P. 72–78.
10. Головко Н. В., Шейко Д. В. Обзор лингводидактических исследований метафоры методами когнитивной и прикладной лингвистики // Вестник Томского государственного университета. 2021. № 472. С. 164–177.
11. Scharlau I., Körber M., Karsten A. Plunging into a world? A novel approach to undergraduates’ metaphors of reading // Frontline Learning Research. 2019. Vol. 7. No. 4. P. 25–57. https://doi.org/10.14786/flr.v7i4.559
12. Mudra H., Aini N. «English learning is like…»: Metaphorical perceptions of prospective English teachers about language learning process // Journal of English Education and Linguistics Studies. 2020. No. 7 (1). P. 69–90. https://doi.org/10.30762/jeels.v7i1.1710
13. Gabryś-Barker D. Developing language awareness through students’ conceptualizations: metaphoric approach in content courses // The Challenges of Foreign Language Instruction in the University Context. University of Silesia Press, 2020. P. 107–126.
14. Андрюхина Т. В. Концептуальная метафора и развитие когнитивной компетенции студентов-международников // Филологические науки в МГИМО. 2018. №2(2014). С. 101–111. https://doi.org/10.24833/2410-2423-2018-2-14-101-111
15. Lam Y. The acquisition of prepositional meanings in L2 Spanish // Canadian Journal of Applied Linguistics / Revue canadienne de linguistique appliquée. 2018. No. 21 (1). P. 1–22. https://doi.org/10.7202/1050808ar
16. Hung B. P., Vien T., Vu N. N. Applying cognitive linguistics to teaching English prepositions: a quasi-experimental study // International Journal of Instruction. 2018. No. 11(3). P. 327–346. https://doi.org/10.12973/iji.2018.11323a
17. Брускова Р. Э. К вопросу о роли иллюстраций в обучении инофонов образной речемыслительной деятельности на русском языке // Мир науки. Педагогика и психология. 2019. № 5. URL: https://mir-nauki.com/PDF/13PDMN519.pdf (дата обращения: 27.09.2020).
18. Столетова Е. К., Пахомова Е. П. Метафора экономического дискурса сквозь призму преподавания РКИ: чтение новостных текстов экономической тематики в иноязычной аудитории // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Педагогика. 2019. № 3. С. 91–101. https://doi.org/10.18384/2310-7219-2019-3-91-101
19. Алексеева Л. М., Мишланова С. Л. Формирование метафорической компетенции // Вестник Пермского университета. Российская и зарубежная филология. 2016. Вып. 4(36).С. 98–107. https://doi.org/10.17072/2037-6681-2016-4-98-107
20. Морозова Е. В. О метафорической компетенции студентов, изучающих английский язык // Опыт образовательной организации в сфере формирования цифровых навыков: материалы Всероссийской научно-методической конференции с международным участием (Чебоксары, 31 дек. 2019 г.) / редкол.: Н. М. Гурьева [и др.] Чебоксары: ИД «Среда», 2019. С. 73–80.
21. Reda G. A review of the cognitive linguistics approach to teaching the EFL/EIL vocabulary // Arab World English Journal. 2015. No. 8 (1). P. 189–200. https://doi.org/10.24093/awej/vol6no2.15
22. Golovko N., Odekova F., Sheiko D. Analysis of metaphorical constructions in textbooks on the Russian as foreign language // European Proceedings of Social and Behavioural Sciences. 2021. Vol. 102. P. 313–322.
23. Шведова Н. Ю. Русский семантический словарь. Т. 1–3. М.: Азбуковник, 2003.
Рецензия
Для цитирования:
Головко Н.В., Одекова Ф.Р., Шейко Д.В. Результаты эмпирического исследования семантических аспектов метафорической компетенции иностранных студентов российского вуза. Вестник Северо-Кавказского федерального университета. 2023;(6):160-168. https://doi.org/10.37493/2307-907X.2023.6.20
For citation:
Golovko N.V., Odekova F.R., Sheiko D.V. Results of an empirical study of certain semantic aspects of metaphorical competences of foreign students of a Russian university. Newsletter of North-Caucasus Federal University. 2023;(6):160-168. (In Russ.) https://doi.org/10.37493/2307-907X.2023.6.20