Preview

Вестник Северо-Кавказского федерального университета

Расширенный поиск

Проблема перфекционизма и зрелости личности в сфере экологического образования

https://doi.org/10.37493/2307-907X.2024.2.22

Аннотация

Введение. Феномен личностной зрелости является сложным, многоаспектным, но играет важную роль в сознании человека, и, следовательно, от него зависит эффективность экологического образования. В этих условиях все более актуальной становится задача усиления экологической направленности образования, поиска эффективных путей формирования экологической культуры и ответственного отношения людей к экологическим проблемам и процессам. В исследовании мы остановимся на проблеме перфекционизма и зрелости личности в контексте экологического образования.

Цель – выявление значимых корреляций между рефлексивностью и самоэффективностью студентов, для этого следует: провести теоретический анализ проблемы зрелости личности; выявить взаимосвязь между зрелостью личности и перфекционизмом в контексте эмпирического исследования.

Материалы и методы. Многомерная шкала перфекционизма Хьюитта-Флетта; дифференциальный тест перфекционизма А. А. Золотаревой и методы математической статистики.

Результаты и обсуждение. Результаты метода А. Золотаревой, направленного на выявление перфекционизма у будущих специалистов, показывают, что у большинства испытуемых наблюдается нормальный тип перфекционизма, то есть для таких студентов характерно индивидуальное стремление к совершенству, способность повышать самооценку на основе достижения, успех, переживание легкого волнения, сосредоточенность на собственных силах, уверенность в себе. По данным опросника П. Хьюитта и Г. Флетта, показатель оценки самоэффективности субъектной деятельности находится в пределах средних значений. Респонденты оценивают результаты своей деятельности ситуативно, видят определенные недостатки в своей деятельности и её результаты. В ходе работы обнаружено, что формирование личностной зрелости как психологического феномена может помочь преодолеть экологический кризис.

Заключение. Авторы пришли к выводу, что существует связь между личностной зрелостью и перфекционизмом студентов, а именно выявлена отрицательная связь между компонентами перфекционизма и личностной зрелостью. Таким образом, существуют значимые корреляции между рефлексивностью студентов и самоэффективностью.

Об авторах

М. В. Косцова
Севастопольский государственный университет
Россия

Мария Викторовна Косцова – кандидат психологических наук, доцент кафедры общей и прикладной педагогики и психологии

AuthorID: 885466, Scopus ID: 57215658100 

д. 33, ул. Университетская, Севастополь, 299053, Российская Федерация



А. Г. Михайлова
Севастопольский государственный университет
Россия

Алла Григорьевна Михайлова – ст. преподаватель кафедры иностранных языков

AuthorID: 779856, Researcher ID: GQQ-9025-2022 Author ID: 779856, Scopus ID: 57210567175 

д. 33, ул. Университетская, Севастополь, 299053, Российская Федерация



А. В. Гришина
Севастопольский экономико-гуманитарный институт (филиала) Крымского федерального университета имени В. И. Вернадского
Россия

Анастасия Викторовна Гришина – кандидат психологических наук, доцент кафедры общей психологии

AuthorID: 885868, Scopus ID: 57215656699 

д. 4, пр-т академика В. И. Вернадского, Симферополь, 295007, Российская Федерация



Список литературы

1. Экологическое образование для устойчивого развития: теория и педагогическая реальность: материалы XIV Международной научно-практической конференции. Н. Новгород: НГПУ им. К. Минина, 2017. Ч. I. 319 с.

2. Chavez R., Malik M., Ghaderi H., Yu W. Environmental orientation, external environmental information exchange and environmental performance: Examining mediation and moderation effects // International Journal of Production Economics. 2021. No. 108222. 240 p. https://doi.org/10.1016/j.ijpe.2021.108222.

3. Aboelmaged M. Direct and indirect effects of eco-innovation, environmental orientation and supplier collaboration on hotel performance: An empirical study // Journal of Cleaner Production. 2018. № 184. P. 537–549. https://doi.org/10.1016/j.jclepro.2018.02.192.

4. Андрюшкова Н. П. К вопросу развития личности // Новости Иркутского государственного университета. Серия: Психология. 2022. № 4. C. 3–10.

5. Головей Л. А. Психологическая зрелость личности / ред. Л. А. Головей. СПб.: Скифия-принт; СПбГУ, 2014. 240 с.

6. Солдатова Е. Л., Шляпникова И. А. Связь эгоидентичности и личностной зрелости // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Психология. 2015. № 1. С. 29–33.

7. Golovko O., Mikhaylova A., Ley V. Physiological and Psychological Factors assessment in the Process of Professional Selfdetermination: E3S Web of Conf. 389, Ural Environmental Science Forum “Sustainable Development of Industrial Region” (UESF-2023). 2023. No. 08008. https://doi.org/10.1051/ e3sconf/202338908008

8. Ананьев Б. Г. Человек как объект познания. СПб: Питер, 2010. 288 с.

9. Hewitt P. L., Flett G. L., Turnbull-Donovan W., Mikail S. F. The Multidimensional Perfectionism Scale: Reliability, validity, and psychometric properties in psychiatric samples // Psychological Assessment. 1991. No. 3(3). P. 464–468. https://doi.org/10.1037/1040-3590.3.3.464

10. Zolotareva A. A. Differential diagnosis of perfectionism // Psychological Journal. 2013. Vol. 2. No. 34. P. 117–128.

11. Zolotareva A. A. Brief Differential Perfectionism Inventory: Checking Cross-Cultural Stability of the Factor Structureand Psychometric Characteristics // Cultural-Historical Psychology. 2018. No. 14(1). P. 107–115. https://doi.org/10.17759/chp.2018140112

12. Гаранян Н. Г. Психологические модели перфекционизма // Вопросы психологии. 2017. № 5. С. 74-83.

13. Балык А. С., Цыбуленко О. П. Формирование личностной зрелости студентов в период обучения в вузе // Общество: социология, психология, педагогика. 2020. № 10. С. 81–85.

14. Mikhaylova A. G. Kültürlerarası Duyarlılığın Etnokültürel Etkileşimdeki Rolü, Uluslararası Etnopedagoji Dergisi Yayınlanmış. 2023. Cilt 3. Sayı 1. P. 61–75.

15. Mikhaylova A. G., Kostsova M. V., Grishina A. V. Features of perfectionism among future environmental engineers: E3S Web of Conferences, 2023. Vol. 431. No. 09011. https://doi.org/10.1051/e3sconf/202343109011.

16. Freud S. Group Psychology and the Analysis of the Ego // Complete Works of Sigmund Freud. London: The Hogart Press, 2018. P. 67-143.

17. Bem A. Personality Theories: Development, Growth, and Diversity. Oxon: Routledge, 2016. 414 p.


Рецензия

Для цитирования:


Косцова М.В., Михайлова А.Г., Гришина А.В. Проблема перфекционизма и зрелости личности в сфере экологического образования. Вестник Северо-Кавказского федерального университета. 2024;(2):180-188. https://doi.org/10.37493/2307-907X.2024.2.22

For citation:


Kostsova M.V., Mikhaylova A.G., Grishina A.V. The problem of perfectionism and personality maturity in terms of ecological education. Newsletter of North-Caucasus Federal University. 2024;(2):180-188. https://doi.org/10.37493/2307-907X.2024.2.22

Просмотров: 162


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2307-907X (Print)