Формирование конкурентоспособности будущего специалиста в системе молодежной политики СКФУ
https://doi.org/10.37493/2307-907X.2024.2.23
Аннотация
Введение. Актуальность данной работы обусловлена возрастающим интересом государства и современного общества к формированию высококвалифицированного профессионала, который будет конкурентоспособным не только на российском, но и на мировом рынке труда, в связи с этим возникает задача поиска дополнительных форм, средств и технологий развития тех качеств, которые необходимы для повышения конкурентоспособности будущего специалиста. Обращенность автора к данной теме связана с малоизученностью проблемы влияния участия студенческой молодежи в деятельности университетских общественных объединениях на процесс формирования конкурентоспособных качеств будущих специалистов.
Цель – определить и представить личностно-профессиональные качества будущего специалиста необходимые для работодателя, которые формируются в пространстве деятельности студенческих общественных объединений.
Материалы и методы. Для достижения поставленной цели были использованы такие методы, как теоретический анализ и обобщение нормативно-правовых документов, научных, учебно-методических материалов, интернет-порталов, опрос по тестовой методике «Я – лидер», статистическая обработка полученных в ходе исследования данных.
Результаты и обсуждение. Исследование выявило наиболее востребованные работодателем качества, такие как: работа в команде, творческие и организаторские способности, коммуникабельность. Результат проведенного эксперимента показал, что у студентов, вовлеченных в системную деятельность студенческих объединений, развитость данных качеств значительно выше в сравнении с теми, кто игнорирует участие в общественно-значимой развивающей работе.
Заключение. По итогам проведенного исследования, можно сделать вывод о том, что активная системная деятельность студентов в объединениях способствует развитию их конкурентоспособности и востребованности на современном рынке труда, благодаря более высокому уровню развитости тех качеств, которые необходимы работодателю. Полученные результаты позволяют представить и понять эффективность института общественных объединений вуза в векторе формирования конкурентоспособного специалиста и подтверждают основы диссертационного исследования автора. Изучение данной проблемы будет продолжено, так как остаются нерешенные вопросы, которые указаны в заключении основного текста.
Ключевые слова
Об авторе
М. И. КочергинРоссия
Максим Ильич Кочергин – старший преподаватель кафедры образовательных технологий физической культуры и спорта факультета физической культуры и спорта
Researcher ID: KBP-9908-2024
д. 1, ул. Пушкина, Ставрополь, 355017, Российская Федерация
Список литературы
1. Алексеева А. Е. Социальная активность студента как основополагающий фактор его профессионального развития // Вестник Северо-Кавказского федерального университета. 2023. № 1(94). С. 55–63. https://doi.org/10.37493/2307-907X.2023.1.7.
2. Андреев В. И. Педагогика творческого саморазвития. Киев: Наука, 1996. 343 с.
3. Дунаева Н. И., Суворова О. В. Проблема конкурентоспособности личности студента в условиях образовательной среды вуза в отечественных и зарубежных исследованиях // Вестник Мининского университета. 2020. Т. 8, № 1. С. 8. https://doi.org/10.26795/2307-1281-2020-8-1-8.
4. Котова И. А. Роль образования в формировании конкурентоспособных специалистов // Общество и экономическая мысль в XXI в.: пути развития и инновации: материалы VII Международной научно-практической конференции / редкол.: А. М. Сысоев, Е. Д. Соломатина, Е. И. Макаров, К. К. Полянский, Д. Н. Нечаев. Воронеж, 2019. С. 559–561.
5. Кочергин М. И., Магин В. А., Ярычев Н. У. Воспитательный потенциал студенческих общественных объединений в формировании конкурентоспособного специалиста // Высшее образование сегодня. 2021. № 11–12. С. 74–79. https://doi.org/10.18137/RNU.HET.21.11-12.P.074.
6. Лебедева О. А., Коростелева О. К. Исследование уровня конкурентоспособности будущего специалиста по маркетингу // Научные Записки ОРЕЛГИЭТ. 2010. № 1. С. 335–339.
7. Минчукова Е. М. Разработка модели формирования конкурентоспособности будущего специалиста в процессе обучения иностранному языку студентов неязыковых специальностей вуза // Педагогические науки. 2019. № 7. С. 49–53.
8. Подольский А. Г., Красникова А. С. Система показателей оценки уровня компетенций молодых специалистов на соответствие их требованиям оборонно-промышленного комплекса // Экономика труда. 2022. Т. 9. № 10. С. 1617–1630. https://doi.org/10.18334/et.9.10.116429.
9. Попов А. Н., Хандримайлов А. А., Малахова О. Ю. Философско-педагогические основы формирования конкурентоспособности будущего технического специалиста // Актуальные проблемы гуманитарных и социально-экономических наук. 2021. № 3(78). С. 74–77.
10. Рамих А. Конкурентоспособность будущих специалистов на рынке труда. Инновационная экономика и современный менеджмент. 2019. № 3. С. 35–36.
11. Об утверждении «Долгосрочной программы содействия занятости молодежи на период до 2030 г.»: Распоряжение Правительства РФ от 14 декабря 2021 г. № 3581-р. URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/4031361/ (дата обращения: 20.02.2024).
12. Сергеева М. В., Петрова Ю. А. Конкурентоспособность будущего специалиста как показатель качества его подготовки // Актуальные научные исследования в современном мире. 2020. № 2-6 (58). С. 129–132.
13. Яцентюк Ю. В. Конкурентоспособность и проблема подготовки будущих специалистов к деятельности в рыночных условиях // Педагогический журнал. 2023. Т. 13. № 2-3-1. С. 286–295. https://doi.org/10.34670/AR.2023.30.85.037.
Рецензия
Для цитирования:
Кочергин М.И. Формирование конкурентоспособности будущего специалиста в системе молодежной политики СКФУ. Вестник Северо-Кавказского федерального университета. 2024;(2):189-197. https://doi.org/10.37493/2307-907X.2024.2.23
For citation:
Kochergin M.I. Forming competitiveness of a specialist to-be in the youth policy system of the North-Caucasus Federal University. Newsletter of North-Caucasus Federal University. 2024;(2):189-197. (In Russ.) https://doi.org/10.37493/2307-907X.2024.2.23