Педагогическое просвещение родителей в условиях деструктивного влияния ценностей и смыслов массовой культуры средствами информационно-образовательной платформы
https://doi.org/10.37493/2307-907X.2024.2.24
Аннотация
Введение. Массовая культура стала частью нашей жизни, ее проявления выражаются в ломке традиционных стереотипов, неопределенности будущего и невозможности определения траектории будущего. Сложившаяся противоречивая ситуация инициировала проведение ряда психолого-педагогических исследований, направленных на изучение ее влияния на подрастающее поколение и молодежь. Однако влияние массовой культуры на родителей обучающихся, возможности нивелирования ее влияния на родительское сообщество изучены недостаточно. Представленная проблема актуализируется в педагогическом поле в связи с тем, что родители, также, как и их дети, являются участниками образовательных отношений. Следовательно, проблема формирования родительской компетентности, в условиях противодействия факторам и манифестам массовой культуры требует скорейшего решения.
Цель – теоретическое обоснование и опытная проверка эффективности процесса педагогического просвещения родителей в условиях деструктивного влияния ценностей и смыслов массовой культуры средствами информационно-образовательной платформы.
Материалы и методы. В результате проведенного теоретического анализа уточнялись понятия «педагогической компетентности» и «аксикреативного потенциала» родителей обучающихся. Описывались концептуальные основания процесса формирования родительской педагогической компетентности в образовательном процессе в целом, а также в отношении противодействия активно воздействующим социогенным факторам, среди которых находится и массовая культура. Ведущим методом исследования являлся компиляционный анализ социологических, философских и психологических изысканий, направленных на изучение феномена массовой культуры и ее влияния на сознание индивидов, в виде экспресс обзора представлены итоги реализации авторского замысла в практике образовательных организаций, подтвержденные результатами математической обработки данных.
Результаты и обсуждение. Авторы представляют вниманию читателя теоретическую конструкцию, предназначенную для педагогического просвещения родителей, которая частично нашла отражение в образовательной программе «Актуализация аксикреативного потенциала родителей в условиях деструктивного влияния ценностей и смыслов массовой культуры», которая была апробирована в ряде образовательных организаций Краснодарского края.
Заключение. Новизна описанного в публикации исследования заключается в том, что проблема педагогического просвещения родителей обучающихся в средней школе рассматривается в фокусе влияния ценностей и смыслов массовой культуры, в обосновании и систематизации средств информационно-образовательной платформы, способных противостоять ее деструктивным воздействиям.
Об авторах
В. В. КулишовРоссия
Владимир Валентинович Кулишов – кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры общей и социальной педагогики
Researcher ID: JZT-7131-2024
д. 173, ул. Ставропольская, Краснодар, 350000, Российская Федерация
О. А. Мосина
Россия
Оксана Анатольевна Мосина – доктор педагогических наук, доцент, профессор, кафедры общей и социальной педагогики
Researcher ID: ААЗ-1676-2021
д. 173, ул. Ставропольская, Краснодар, 350000, Российская Федерация
Список литературы
1. Джерри Д. Большой толковый социологический словарь Collins. Т. 1. М.: Вече; АСТ, 1999. 544 с.
2. Шубина М. М., Крецу Д. О., Крецу В.О. Массовая культура и массовая коммуникация в современном информационном пространстве // Аллея науки. 2019. Т. 1. № 3(30). С. 260–265.
3. Данилова Г. В. Влияние массовой культуры на процесс самоопределения старшеклассников: дис. … канд. пед. наук. СПб., 1997. 223 с.
4. Кулишов В. В. Массовая культура как фактор социализации и источник рисков воспитания и развития обучающихся: возможные контуры типологии социально-антропологических эффектов влияния // Kant. 2019. № 3(32). С. 66–72.
5. Книжникова С. В., Гребенникова В. М. Подготовка студентов – будущих педагогов к минимизации девиантогенных угроз из цифрового пространства // Перспективы науки и образования. 2023. № 5(65). С. 125–144. DOI 10.32744/pse.2023.5.8.
6. Коваленко Т. В. Родительская компетенция как фактор современного содержания образования // Современные исследования социальных проблем (электронный научный журнал). 2015. № 4. С. 102–113. https://doi.org/10.12731/2218-7405-2015-4-11.
7. Минина А. В. Формирование педагогической компетентности родителей в воспитании самостоятельности детей дошкольного возраста: автореф. дис. … канд. пед. наук. Москва, 2015. 22 с.
8. Ma T. L., Meter D. J., Chen W. T., Lee Y. Defending behavior of peer victimization in school and cyber context during childhood and adolescence: A metaanalytic review of individual and peer-relational characteristics // Psychological Bulletin. 2019. No. 145(9). P. 891–928. https://doi.org/10.1037/bul0000205.
9. Wright M., Wachs S. Problematic online gaming, subjective health complaints, and depression among adolescent gamers from the United States: the role of console-gaming aggression // Journal of Children and Media. 2022. No. 16(3). P. 451–460. https://doi.org/10.1080/ 17482798.2022.2036211
10. Кулишов В. В., Худавердова Е. В., Зубарь Ж. А. Проектирование информационно-образовательной платформы в целях развития готовности родителей к оценке качества дошкольного образования: учеб.-метод. пособие. Краснодар: Кубанский гос. ун-т, 2022. 51 с.
11. Мизина Н. Н. Родительская компетентность: психологический аспект проблемы // Эйдос: интернет-журнал. 2010. № 9. С. 25.
12. Shen С., Kasra M., Pan W., Bassett G. A., Malloch Y., Brien J. F. Fake images: The effects of source, intermediary, and digital media literacy on contextual assessment of image credibility online // New Media & Society. 2019. 21(2). P. 438–463. https://doi.org/10.1177/ 1461444818799526.
13. Vrabec N., Bôtosova L. The Concept of learning-by doing in the context of media education and school quality assessment // Communication Today. 2020. Vol. 11. No. 1. P. 140–148.
14. Kačinová V. From a reductionist to a holistic model of digital competence and media education // Communication Today. 2019. No. 10(2), P.16–27.
15. Macgilchrist F. Students and society in the 2020s. Three future «histories» of education and technology // Learning, Media and Technology. 2020. No. 45. P. 76–89. https://doi.org/10.1080/17439884.2019.165623.
Рецензия
Для цитирования:
Кулишов В.В., Мосина О.А. Педагогическое просвещение родителей в условиях деструктивного влияния ценностей и смыслов массовой культуры средствами информационно-образовательной платформы. Вестник Северо-Кавказского федерального университета. 2024;(2):198-204. https://doi.org/10.37493/2307-907X.2024.2.24
For citation:
Kulishov V.V., Mosina O.A. Pedagogical education of parents in conditions of destructive influence of values and meanings of mass culture via an informational and educational platform. Newsletter of North-Caucasus Federal University. 2024;(2):198-204. (In Russ.) https://doi.org/10.37493/2307-907X.2024.2.24