Preview

Вестник Северо-Кавказского федерального университета

Расширенный поиск

Агентная модель рынка инноваций «покупатель – продавец – производитель»

https://doi.org/10.37493/2307-907X.2024.2.4

Аннотация

Введение. В статье рассмотрены тенденции глобального мирового инновационного развития, определено место России в общемировом рейтинге инновационной активности. Выделены проблемы импортозамещения, коммерциализации российский инноваций в современных геополитических условиях. Процессы трансформации экосистем характеризуются усложнением технологических процессов, развитием специализации, интеграции, расширением номенклатуры продукции (услуг), нестабильностью и неопределенностью спроса, необходимостью совершенствования бизнес-процессов в условиях ограниченности ресурсов и т.п. Огромное значение на конкурентоспособность любого государства в глобальном пространстве оказывают инновации, выступающие драйверами развития науки и техники.

Цель. Целью статьи является представление рынка инноваций как агентной модели.

Материалы и методы. Методологической базой исследования являются методы научного познания: эмпирического исследования, теоретического абстрагирования, графического изображения, матричный, анализа, синтеза, экономико-математического и имитационного моделирования. Теоретико-методологическими источниками информации послужили научные публикации отечественных и зарубежных авторов по исследуемой теме, открытые данные в сети Интернет о инновационной активности по странам мира.

Результаты и обсуждение. Инновация на рынке выступает в качестве объекта товарного обмена, приобретая разные формы проявления. Информационно-параметрические характеристики инновации систематизированы с учетом потребностей покупателей, форматов, сегментов рынка. Позиционирование инновации доступно в цифровом пространстве всем заинтересованным пользователям – агентам: потребителю, продавцу, покупателю. Агенты являются активными акторами рынка, формируют спрос и сопровождают инновацию на протяжении всей стадии жизненного цикла.

Заключение. Предложенная модель и метод диагностики покупательского поведения формирует данные о потенциале рынка инноваций для производителя и продавца.

Об авторах

Т. И. Берг
Сибирский федеральный университет
Россия

Татьяна Игоревна Берг – кандидат экономических наук, доцент кафедры торгового дела и маркетинга

Researcher ID: HDM-0411-2022 

д. 79, пр-т Свободный, Красноярск, 660041, Российская Федерация 



В. С. Шаров
Сибирский федеральный университет
Россия

Виталий Сергеевич Шаров – аспирант кафедры торгового дела и маркетинга

Researcher ID: JYP-4958-2024 

д. 79, пр-т Свободный, Красноярск, 660041, Российская Федерация 



Список литературы

1. Ушвицкий Л. И., Красников А. В., Джавадова О. М. Инновационное развитие экономики России: проблемы и перспективы: монография. Ставрополь: Изд-во СКФУ, 2015.

2. Красников А. В., Джиоев П. В. Оценка роли и значения инноваций в развитии отечественной промышленности: федеральный и региональный аспекты // Вестник Северо-Кавказского федерального университета. 2023. № 2. С. 93–101. URL: https://doi.org/10.37493/2307-907X.2023.2.11 (дата обращения: 13.10.2023).

3. Soumitra Dutta, Bruno Lanvin, Lorena Rivera León and Sacha Wunsch-Vincent. Global Innovation Index 2022. What is the future of innovation-driven growth? 15th Edition / Editors WIPO, 2022. URL: https://www.wipo.int/global_innovation_index/en/2022/ [Accessed 13 October 2023].

4. Спицина Д. В. Оценка экспорта высокотехнологичной продукции Российской Федерации в страны БРИКС и ЕАЭС // Вестник университета. 2023. № 1. С. 161–169. DOI 10.26425/1816-4277-2023-1-161-169.

5. Федеральная таможенная служба. Таможенная статистика внешней торговли Российской Федерации. URL: https://stat.customs.gov.ru/analysis (дата обращения: 13.10.2023).

6. Спартак А. Н. Переформатирование международного экономического сотрудничества России в условиях санкций и новых вызовов // Российский внешнеэкономический вестник. 2023. № 4. С. 9–35. https://doi.org/10.24412/2072-8042-2023-4-9-35.

7. Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации. URL: https://digital.gov.ru (дата обращения: 13.10.2023).

8. Центр стратегических разработок. URL: https://www.csr.ru/ (дата обращения: 13.10.2023).

9. Low L. Crafted culture: governmental sculpting of modern Singapore and effects on business environments / Haley UCV // Journal of Organisational Change Management. 1998. No. 11(6). Р. 530–553.

10. Развитие инноваций в Сингапуре: Краткий обзор рынка, институты развития, программы поддержки. М.: Росинфокоминвест, 2016. URL: https://www.rosinfocominvest.ru/upload/iblock/62c/62cb7ed735db67105f4cbef6c294642a.pdf (дата обращения: 13.10.2023).

11. Cheok J. Singapore Budget 2018: OIP will accelerate innovation and digital transformation. Интернет-портал «Business Times». URL: https://kpmg.com/sg/en/home/insights/2018/02/singapore-budget-2018-report.html [Accessed 22 September 2023].

12. Jewell C. Singapore: a home for innovation // Wipo Magazine. September, 2012. URL: https://www.wipo.int/wipo_magazine/en/2012/05/article_0004.html [Accessed 23 September 2023].

13. Захарова Н. В., Лабудин А. В. Особенности формирования инновационной экономики в некоторых азиатских странах: возможности заимствования опыта в условиях Российской Федерации // Управленческое консультирование. 2018. № 11(119). С. 59–70. https://doi.org/10.22394/1726-1139-2018-11-59-70.

14. Шумпетер Й. Теория экономического развития. Капитализм, социализм и демократия. М.: ЭКСМО, 2015. 334 с.

15. Филатов В. В. Рынок инноваций отраслевой экономической системы. // Научный журнал НИУ ИТМО. Серия: Экономика и экологический менеджмент. 2015. № 2. С. 43–53.

16. Ford S., Ferriani S., Probert D. Overcoming the innovation barrier: A search-selection model of reakthrough innovation in large firms. Strategies and Communications for Innovations / Eds. N. Pfeffermann, T. Minshall, L. Mortara. Heidelberg; Dordrecht; London; New York: Springer, 2014. P. 41–63.

17. Тэсси Г. Жизненные циклы технологий. Энциклопедия творчества, изобретений, инноваций и предпринимательства. 2020. C. 1797–1807.

18. Фаттахов Х. И., Силенов М. А. Анализ взаимосвязи и взаимовлияния жизненных циклов технологических инноваций, базовых инноваций и инноваций изделий (ПРОДУКТА) // Актуальные проблемы экономики и менеджмента. 2023. № 2(38). С. 86–95.

19. Сосункевич С. С., Стельмаков В. А., Пестриков П. П. Коммерциализация инноваций с помощью семи программ инновационного развития фонда содействия инновациям // Студенческий вестник. 2020. № 19-7(117). С. 85–88.

20. Браун Т. Дизайн-мышление в бизнесе: от разработки новых продуктов до проектирования бизнес-моделей / пер. с англ. В. Хозинского. 3-е изд. М.: Манн, Иванов и Фербер, 2018. 256 с.

21. Изобретений в России становится всё меньше и меньше. MASHNEWS. Новости промышленности. URL: https://mashnews.ru/izobretenij-v-rossii-stanovitsya-vsyo-menshe-i-menshe.html (дата обращения: 13.10.2023).

22. Карпов Ю. Г. Имитационное моделирование систем. Введение в моделирование на AnyLogic 5. БХВ_Петербург. СПб., 2005.

23. Кислицын Е. В. Принципы построения агентной имитационной модели олигополистического рынка операторов мобильной связи // Известия ТулГУ. Экономические и юридические науки. 2017. № 3-1. С.186–196.

24. Суслов С. А., Кондратьев М. А., Сергеев К. В. Агентное моделирование как средство анализа и прогноза спроса на энергоресурсы // Проблемы управления. 2010. № 2. C. 46–52.

25. Макаров В. Л., Бахтизин А. Р., Сушко Е. Д. Агент-ориентированные модели как инструмент апробации управленческих решений // Управленческое консультирование. 2016. № 12 (96). С. 16–25.

26. Кутузов О. И., Татарникова Т. М. К анализу парадигм имитационного моделирования // Научнотехнический вестник информационных технологий, механики и оптики. 2017. Т. 17. № 3. С. 552–558. https://doi.org/10.17586/2226-1494-2017- 17-3-552-558.

27. Gulin K. A., Antonov M. B. Theoretical aspects of agent-based modeling in the development of the forest complex // Economic and Social Changes: Facts, Trends, Forecast. 2017. No. 10(6). P. 59–74. https://doi.org/10.15838/esc.2017.6.54.4.

28. Смирнов Е. Н. Параметры развития и регулирования международной цифровой торговли на современном этапе // E-Management. 2019. № 1. С. 78–84.

29. Macal C. M., North M. J. Tutorial on Agent-based Modeling and Simulation // Proceedings of the 37th Winter Simulation Conference. Orlando, FL. USA. December 4–7, 2005: 2-15. https://doi.org/10.1109/WSC.2005.1574234

30. Герман Е. А. Теоретическая инноватика: учеб. пособие. СПб., 2018. 148 с.

31. Berg T. I., Stupina А. А. and ed. Models and methods of classification of innovation market information // Advances in economics, business and management research. 2020. NO. 131. P. 225–231. https://doi.org/10.2991/aebmr.k.200324.042.

32. Клайн С., Розенберг Н. Обзор инноваций // Ландау Р. и Розенберг Н. Стратегия положительной суммы: использование технологий для экономического роста. Вашингтон, округ Колумбия: Изд-во Национальной академии наук, 1986, С. 275–305.


Дополнительные файлы

Рецензия

Для цитирования:


Берг Т.И., Шаров В.С. Агентная модель рынка инноваций «покупатель – продавец – производитель». Вестник Северо-Кавказского федерального университета. 2024;(2):31-39. https://doi.org/10.37493/2307-907X.2024.2.4

For citation:


Berg T.I., Sharov V.S. Agent model of innovation market “buyer – seller – producer”. Newsletter of North-Caucasus Federal University. 2024;(2):31-39. (In Russ.) https://doi.org/10.37493/2307-907X.2024.2.4

Просмотров: 157


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2307-907X (Print)