Функциональная грамотность учащихся как ориентир современного образования
https://doi.org/10.37493/2307-907X.2023.2.24
Аннотация
Статья посвящена раскрытию современного представления о понятии «функциональной грамотности» обучающихся в условиях глобального информационного бума, породившего своеобразное противоречие между огромным количеством накопленных знаний и последующей утратой их значения в пользу возрастания роли умений и навыков осуществлять поиск нужной информации и оперировать ею для решения поставленных задач. Прослеживается вектор исторического развития концепта функциональной грамотности, предпосылки его появления, актуальность и значимость его в разные исторические отрезки времени. Проводится параллель между понятием грамотности в разрезе общепринятой концепции приобретенных человеческих навыков, таких как чтение, письмо, математический счет, а также с точки зрения вопросов успешного функционирования общества в целом и личных достижений индивида путем повышения уровня знаний и потенциала в частности. За основу взяты исследования ФГБУ «Федеральный институт оценки качества образования» (ФГБУ «Фиоко), являющегося федеральным организатором исследования «Оценка по модели PISA» международной организации ЮНЕСКО (учреждение Организации Объединенных Наций), Национального агентства по ликвидации безграмотности взрослых (NALA). Концепт «функциональная грамотность» также находит отражение в нормах Федеральных государственных образовательных стандартов, определяя его неотъемлемым компонентом фундамента образовательного процесса в России, который, в свою очередь, выражается в совокупности приобретенных знаний, умений, направленных на успешную самореализацию гражданина России в разных аспектах жизни, будь то личная или профессиональная сфера. Образованное общество гарантирует успешное функционирование государства, а образовательный процесс формирования функциональной грамотности его обеспечивает.
Об авторах
Н. А. АксёноваРоссия
Аксёнова Наталья Анатольевна - аспирант кафедры лингвистики, лингводидактики и межкультурной коммуникации СКФУ; учитель английского языка МБОУ СОШ № 6 г. Ставрополя.
Н. Л. Московская
Россия
Московская Наталия Леонидовна - доктор педагогических наук, профессор, заведующий кафедрой лингвистики, лингводидактики и межкультурной коммуникации СКФУ.
Список литературы
1. Азимов, Э. Г. Новый словарь методических терминов и понятий (Теория и практика обучения языкам) / Э. Г. Азимов, А. Н. Щукин. – Москва : Икар, 2009. – 448 с. – Текст : непосредственный.
2. Асхадуллина, Н. Н. Формирование функциональной грамотности школьников как актуальная проблема российского образования / Н. Н. Асхадуллина, Д. Р. Вильданова // Проблемы современного педагогического образования. – 2021. – № 70. – С. 27–31. – URL: https://www.elibrary.ru/query_results.asp (дата обращения: 09.10.2022). – Режим доступа: для зарегистрир. пользователей. – Текст : электронный.
3. Басюк, В. С. ФГОС как институциональная норма: проблемы реализации в образовательной практике и направления совершенствования / В. С. Басюк, Д. А. Метелкин // Отечественная и зарубежная педагогика. – 2017. – Т. 2. – № 5(44). – С. 24. – Текст : непосредственный.
4. Воровщиков, С. Г. Универсальные учебные действия: внутришкольная система формирования и развития / С. Г. Воровщиков, Д. В. Татьянченко, Е. В. Орлова. – Москва : Перспектива, 2014. – 240 с. – Текст : непосредственный.
5. Леонтьев, А. А. Образовательная система «Школа 2100». Педагогика здравого смысла / А. А. Леонтьев. – Москва : Баласс, 2003. – 35 с. – Текст : непосредственный.
6. Махмудова, В. С. Формирование универсальных учебных умений при обучении иностранному языку как условие становления личности учащегося / В. С. Махмудова // Преподаватель XXI век. – 2010. – № 2-1. – С. 175–178. – Текст : непосредственный.
7. European Declaration of the Right to Literacy: European Literacy Policy Network, or ELINET, 2016. – P. 3. – Title from screen.
8. Ireland National Adult Literacy Agency: ELINET, 2016. – 13 p. – Title from screen.
9. Measurement of SDG 4.6 T. Scott Murray, Data Angel Policy Research GAML Fifth Meeting, 2018. – Title from screen.
10. PISA 2018 Assessment and Analytical Framework. Paris: OECD Publishing, 2019. – 308 p. – Title from screen.
11. UNESCO.UIS Literacy Assessment and Monitoring Programme. – 2008. – URL: http://unesdoc.unesco.org/images/0013/001362/136246e.pdf, free. – Title from screen.
12. UNESCO International Literacy Prizes and International Literacy Day activities International Literacy Day and Prizes 2022 Transforming literacy learning spaces. – 2022. – URL: https://idil2022-2032.org/events-activities/unesco-international-literacy-prizes/, free. – Title from screen.
Рецензия
Для цитирования:
Аксёнова Н.А., Московская Н.Л. Функциональная грамотность учащихся как ориентир современного образования. Вестник Северо-Кавказского федерального университета. 2023;(2):206-213. https://doi.org/10.37493/2307-907X.2023.2.24
For citation:
Aksenova N.A., Moskovskaya N.L. Functional literacy of students as a benchmark of modern education. Newsletter of North-Caucasus Federal University. 2023;(2):206-213. (In Russ.) https://doi.org/10.37493/2307-907X.2023.2.24