Preview

Вестник Северо-Кавказского федерального университета

Расширенный поиск

Формирование медиа-информационной культуры будущего педагога в образовательном процессе педагогического вуза

https://doi.org/10.37493/2307-907X.2022.5.24

Аннотация

В статье обоснована необходимость включения в программу подготовки всех компонентов медиаинформационной культуры: информационное мировоззрение, медиаинформационные потребности, владение медиаинформационными технологиями, способности соблюдать безопасность в медиаинформационном пространстве. На основе диагностики студентов (опросы студентов и самооценка студентами своей медиаинформационной культуры) выявлены недостатки в существующей образовательной практике и предложен комплекс мер по преодолению выявленных трудностей. Рекомендованы помимо введения курсов информационной (медиаинформационной) грамотности введение элементов медиаинформационной культуры в курсы по различным аспектам профессиональной подготовки; реализация спецкурсов и факультативов для студентов; расширение направлений воспитательной работы со студентами; организация курсов повышения квалификации для преподавателей вузов; реализация в производственной практике и выполнении курсовых и квалификационных исследованиях медиаинформационной культуры студентов. Новизна работы заключается в систематическом представлении медиаинформационной культуры как составляющей педагогической культуры, формируемой и реализуемой во всех составляющих профессиональной подготовки. Предложенные меры могут быть использованы в практике профессиональной подготовки студентов различных гуманитарных направлений.

Об авторах

Е. Ю. Липилина
Ставропольский государственный педагогический институт
Россия

Липилина Елена Юрьевна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры общей педагогики и образовательных технологий

 



Л. В. Суменко
Ставропольский государственный педагогический институт
Россия

Суменко Лариса Васильевна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры общей педагогики и образовательных технологий



О. А. Таран
Ставропольский государственный педагогический институт
Россия

Таран Ольга Алексеевна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры общей педагогики и образовательных технологий



Список литературы

1. Васильева, Е. В. Информационная культура – необходимое качество современного педагога и учащегося (из опыта работы) / Е. В. Васильева // ИНФОУРОК : сайт. – 2014. – URL: http://www.uchportal.ru/publ/23-1-0-3580 (дата обращения: 26.02.2022). – Текст : электронный

2. Гендина, Н. И. Концепция формирования информационной культуры личности: опыт разработки и реализации / Н. И. Гендина // Библиосфера. – 2005. – № 1. – С. 55–62. – Текст : непосредственный.

3. Гендина, Н. И. Информационная грамотность или информационная культура : альтернатива или единство / Н. И. Гендина // Международная конференция в Санкт-Петербурге 23–25 июня 2004 г. «Программа ЮНЕСКО “Информация для всех”» . – Москва : Центр ПИК, 2004. – 1 CD-ROM. – URL: https://gigabaza.ru/doc/69599.html (дата обращения: 15.03.2022). – Текст : электронный

4. Зубов, Ю. С. Информатизация и информационная культура / Ю. С. Зубов // Проблемы информационной культуры : сб. ст / Междунар. акад. информатизации. Отделение информ. культуры и др. – Москва ; Краснодар : МГУК Краснодар. гос. акад. культуры. – 1994. – Вып. 2. – С. 6–11. – Текст : непосредственный.

5. Лазарева, Л. И. Информационная культура и инновационная деятельность учителя : монография / Л. И. Лазарева. – Кемерово : КемГИК, 2013. – 144 с. – URL: https://e.lanbook.com/book/79434 (дата обращения: 29.03.2022). – Режим доступа: для зарегистрир. пользователей. – Текст : электронный.

6. Новокшонова, М. Ю. Информационная культура как компонент имиджа современного педагога : автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук : 13.00.01 / Новокшонова Марина Юрьевна. – Москва, 2006. – 27 с. – Текст : непосредственный.

7. Педагогические аспекты формирования медийной и информационной грамотности / С. Туоминен, С. Котилайнен [и др.] ; ООН по вопросам образования, науки и культуры, Ин-т ЮНЕСКО по информационным технологиям в образовании. – Москва : ЮНЕСКО, 2012. – 140 с. – Текст : непосредственный.

8. Полякова, Т. И. Информационная культура современного педагога как фактор его профессионального развития : автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук : 13.00.01 / Полякова Татьяна Ивановна. – Санкт-Петербург, 2005. – 22 с. – Текст : непосредственный.

9. Российская Федерация. Законы. О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию ; Федеральный закон от 21.12.2010 № 436-ФЗ / Российская Федерация. Законы. // КонсультантПлюс. ВерсияПроф. – Москва, 2010. – 1 CD-ROM. – URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_108808/ – Текст : электронный.

10. Титов, Е. В. Методология комплексного контроля и визуализации электромагнитной обстановке в АПК : автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора технических наук : 05.20.02 / Титов Евгений Владимирович. – Барнаул, 2021. – 43 с. – Текст : непосредственный.

11. Формирование информационной культуры личности: теоретическое обоснование и моделирование содержания учебной дисциплины / Н. И. Гендина, Н. И. Колкова, Г. А. Стародубова, Ю. В. Уленко. – Москва : Межрегиональный центр библиотечного сотрудничества, 2006. – С. 10–11. – Тест : непосредственный.

12. Хурум, Р. Ю. Формирование информационной культуры педагога / Р. Ю. Хурум // Электронный научный журнал КубГАУ. – 2007. – № 26 (2). – URL: http://ej.kubagro.ru/archive.asp (дата обращения: 10.02.2022). – Тест : электронный.

13. Шилова, О. Н. Информационная культура в профессиональной подготовке современного педагога / О. Н. Шилова // Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена : электронный научный журнал. – 2004. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/informatsionnayakultura-v-professionalnoy-podgotovke-sovremennogo-pedagoga (дата обращения: 15.03.2022). – Текст : электронный

14. Якореев, Е. С. Студенчество : формирование безопасной среды : методическое пособие / Е. С. Якореев. – Калуга : Изд-во АКФ «Политоп», 2021. – 122 с. – Текст : непосредственный.

15. Farmer, L. S. J. Youth-Serving Libraries in Japan, Russia, and the United States / L. S. J. Farmer, N. Gendina, Y. Nakamura. – Lanham, Md.: Scarecrow press, 2012. – vi, 372 с. – URL: https://books.google.ru/ (дата обращения: 15.03.2022). – Text : electronic.


Рецензия

Для цитирования:


Липилина Е.Ю., Суменко Л.В., Таран О.А. Формирование медиа-информационной культуры будущего педагога в образовательном процессе педагогического вуза. Вестник Северо-Кавказского федерального университета. 2022;1(5):211-218. https://doi.org/10.37493/2307-907X.2022.5.24

For citation:


Lipilina E., Sumenko L., Taran O. Formation of media and information culture of a future teacher in the educational process of a pedagogical university. Newsletter of North-Caucasus Federal University. 2022;1(5):211-218. (In Russ.) https://doi.org/10.37493/2307-907X.2022.5.24

Просмотров: 136


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2307-907X (Print)