Preview

Вестник Северо-Кавказского федерального университета

Расширенный поиск

Проблема формирования межкультурной коммуникативной компетенции у студентов высших учебных заведений

https://doi.org/10.37493/2307-907X.2022.5.21

Аннотация

В статье дается определение межкультурной коммуникативной компетенции, описываются ее функции. Доказывается, что межкультурная коммуникация способна устанавливать отношения с представителями других культур. Рассматриваются пять основных принципов (активное настроение, установление связей, социальное взаимодействие, рефлексия, ответственность), которые интерпретируют язык как социальную практику. Рассматриваются педагогические ключи (системное соответствие компонентов компетенций и их содержательных процессов, связь процессов формирования межкультурной коммуникативной компетенции, индивидуализация), на основе которых происходит формирование межкультурной коммуникативной компетенции. Делается вывод, о необходимости стимулирования критического духа у студентов, а также способности различать культуры и стимулировать нравственное развитие. В заключении обосновывается, что формирование межкультурной коммуникативной компетенции в условиях вузовского образования повышает общую культуру специалиста, его конкурентоспособности на рынке труда. Проводится оценка эффективности формирования межкультурной коммуникативной компетенции, намечены перспективы исследования, делается вывод о важности понимания существующих проблем и разработке алгоритма по их решению. Научная новизна статьи заключается в том, что автором было дополнено и конкретизировано понятие «межкультурная коммуникативная компетенция», определены критериально-оценочные характеристики и систематизированы принципы формирования межкультурной коммуникативной компетенции.

Об авторе

Е. А. Клушина
Северо-Кавказский федеральный университет
Россия

Клушина Екатерина Андреевна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры социальных технологий, институт Экономики и управления



Список литературы

1. Елизарова, Г. В. Культура и обучение иностранным языкам / Г. В. Елизарова. – Санкт-Петербург : КАРО, 2005. – 352 с. – Текст : непосредственный.

2. Королева, Д. Б. Формирование межкультурной коммуникативной компетенции на основе педагогики совместной деятельности / Д. В. Королева, С. И. Поздеева // Вестник Томского гос. пед. ун-та (TSPU Bulletin). – 2017. – № 1(178). – С. 114–118. – Текст : непосредственный.

3. Фурманова, В. П. Межкультурная коммуникация и лингвокультуроведение в теории и практике обучения иностранным языкам / В. П. Фурманова. – Саранск : Изд-во Мордов. ун-та, 1993. – 124 с. – Текст : непосредственный.

4. Borghetti, C. How to teach it? Proposal for a methodological model of intercultural competence. Intercultural competence / С. Borghetti // Concepts, challenges, evaluations. Peter Lang AG, Bern, Switzerlandю. – 2011. – № 5. – Pp. 141–159. – Текст : непосредственный.

5. Kramsch, C. The privilege of the intercultural speaker / С. Kramsch // Language Learning in Intercultural Perspective: Approach Through Drama and Ethnography. – Cambridge : Cambridge University Press. – 1998. – № 2. – Pp. 116–131. – Текст : непосредственный.

6. Liddicoat, A. J. Intercultural language teaching and learning / A. J. Liddicoat, A. Scarino. – New York : Wiley and Sons, 2013. – 136 p. – Текст : непосредственный.

7. Spitzberg, B. D. Conceptualizing intercultural competence / B. D. Spitzberg, G. Shangnon // The SAGE handbook of intercultural competence. Thousand Oaks. – California, USA, SAGE publications. – 2009. – № 1. – Pp. 2–52. – Текст : непосредственный.


Рецензия

Для цитирования:


Клушина Е.А. Проблема формирования межкультурной коммуникативной компетенции у студентов высших учебных заведений. Вестник Северо-Кавказского федерального университета. 2022;1(5):192-196. https://doi.org/10.37493/2307-907X.2022.5.21

For citation:


Klushina E. The problem of forming intercultural communicative competence in higher educational students. Newsletter of North-Caucasus Federal University. 2022;1(5):192-196. (In Russ.) https://doi.org/10.37493/2307-907X.2022.5.21

Просмотров: 117


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2307-907X (Print)