Детерминационные характеристики современной социальной реальности в формировании у молодежи ценностного образа педагогической профессии
https://doi.org/10.37493/2307-907X.2022.4.22
Аннотация
В педагогическом образовании актуализировалась проблема формирования у студенческой молодежи ценностного отношения к педагогической профессии и личности педагога. Это определяется противоречивой ситуацией, в рамках которой, с одной стороны, от будущих педагогов требуется проявление ряда профессионально значимых гуманистически ориентированных нравственных качеств, способностей и умений, а с другой стороны, у молодежи в современном социуме ещё до поступления в университет формируются взгляды и личностные качества, во многом противоположные требуемым. В результате существенно искажаются смыслы образования, педагогической деятельности и в целом педагогической профессии, что выступает барьером к овладению студентами педагогическими знаниями и технологиями.
Целью работы стало выявление ключевых характеристик современной социальной реальности, детерминирующих восприятие молодежью ценностного образа педагогической профессии.
С опорой на предикативно-смысловой подход представлено сущностно-смысловое, структурно-содержательное и функциональное понимание феномена социальности педагога и педагогической профессии. Выявлены и раскрыты производные от трансформационных и модернизационных процессов в жизни общества социальные эффекты,
нагружающие сознание молодежи отрицательными жизненными смыслами. Показано, что эти смыслы формируют у молодежи негативные ценностные ориентации, противоречащие сути педагогической профессии, педагогической деятельности и образу педагога.
Об авторах
С. В. БобрышовРоссия
Сергей Викторович Бобрышов, доктор педагогических наук, профессор, профессор кафедры
кафедра общей педагогики и образовательных технологий
Ставрополь
Л. В. Суменко
Россия
Лариса Васильевна Суменко, кандидат педагогических наук, доцент
кафедра общей педагогики и образовательных технологий
Ставрополь
Ю. А. Катилевская
Россия
Юлия Александровна Катилевская, кандидат педагогических наук, доцент
кафедра общей педагогики и образовательных технологий
Ставрополь
Список литературы
1. Александрова, Н. М. Проблемы развития профессионально-педагогического образования / Н. М. Александрова, С. М. Маркова // Вестник Мининского университета : электронный научный журнал. – 2015. – No 1. – URL: https://vestnik.mininuniver.ru/jour/article/view/12, (дата обращения: 12. 06. 2022).
2. Амонашвили, Ш. А. Основы гуманной педагогики : в. 20 кн. / Ш. .А. Амонашвили. – Кн. 7. Легко быть садовником, трудно быть уроком семени. – М.: Амрита, 2014. – 400 с. – Текст : непосредственный.
3. Антипина, Н. Л. Молодежь в условиях изменяющегося общества / Н. Л. Антипина // Здоровье и образование в XXI веке. – 2017. – № 5. – С. 150–152. – Текст : непосредственный.
4. Асташова, Н. А. Культура учителя как система духовных ценностей / Н. А. Асташова // Вестник БГУ. – 2012. – №1 (1). – С. 94–97. – Текст : непосредственный.
5. Балакирева, Э. В. Учитель как профессия (поговорим о терминах) / Э. В. Балакирева, А. С. Роботова // Высшее образование в России. – 2019. – № 5. – С. 73–83. – Текст : непосредственный.
6. Барьяхтар, О. Ф. Модель структурных компонентов личностных смыслов / О. Ф. Барьяхтар // Вестник КемГУ. – 2018. – № 2 (74). – С. 85–91. – Текст : непосредственный.
7. Бобков, В. А. Понятие социальной сферы: экономическое содержание и законодательные основы / В. А. Бобков // Вестник Саратовского государственного социально-экономического университета. – 2016. – № 1 (60). – С. 35–38. – Текст : непосредственный.
8. Бобрышов, С. В. Духовно-нравственные аспекты социального самочувствия современной студенческой молодежи / С. В. Бобрышов // Территория детства: образовательные практики и манипулятивные технологии : сб. науч. трудов. – СПб.: Изд-во Политехн. ун-та, 2015. – С. 124–133. – Текст : непосредственный.
9. Быков, Р. А. Социальная апатия учителей как форма адаптации к современным социокультурным условиям : монография / Р. А. Быков, Е. Ю. Быкова, Ю. А. Власова. – Томск: изд-во «Красное знамя», 2020. – 242 c. – Текст : непосредственный.
10. Везетиу, Е. В. Аксиологическая основа профессиональной подготовки будущих педагогов в высшем образовании / Е. В. Везетиу // Мир науки, культуры, образования. – 2018. – № 5 (72). – С. 37–38. – Текст : непосредственный.
11. Гафиатулина, Н. Х. Социальное здоровье и восприятие рисков студенческой молодежью юга России (на материалах социологического опроса в г. Ростов-на-Дону) / Н. Х. Гафиатулина [и др.] // Анализ риска здоровью. – 2017. – № 4. – С. 66–75. – Текст : непосредственный.
12. Гаязов, А. С. Гуманитарная сфера в гражданском обществе: проблемы и тенденции развития / А. С. Гаязов // Проблемы востоковедения. – 2017. – № 1 (75). – С. 8–14. – Текст : непосредственный.
13. Данилова, Л. Н. Ценности педагогического образования: сущность и генезис / Л. Н. Данилова [и др.] // Ценности и смыслы. – 2019. – № 4. – С. 6–22. – Текст : непосредственный.
14. Дидковская, Я. В. Социальное самочувствие и ожидания молодежи индустриального региона / Я. В. Дидковская, Д. В. Трынов // Экономические и социальные перемены: факты, тенденции, прогноз. – 2019. – № 1. – С. 202–214. – Текст : непосредственный.
15. Егоров, Г. Единство и противоречия профессионального и личностного развития / Г. Егоров // Психология обучения. – 2010. – № 11. – С. 48–60. – Текст : непосредственный.
16. Загутин, Д. С. Особенности правовой социализации современной российской молодежи в трансформирующемся обществе / Д. С. Загутин, П. С. Самыгин, С. И. Самыгин // Философия права. – 2017. – № 1 (80) – С. 113–117. – Текст : непосредственный.
17. Ильин, О. Ю. Современные проблемы правосознания и правовой культуры в представлении студенческой молодежи / О. Ю. Ильин // Власть. – 2015. – № 1. – С. 130–136. – Текст : непосредственный.
18. Лубков, А. В. Педагогическое образование России: современное состояние, опыт, проблемы и перспективы / А. В. Лубков // Наука и школа. – 2019. – № 5. – С. 41–49. – Текст : непосредственный.
19. Марголис, А. А. Проблемы и перспективы развития педагогического образования в РФ / А. А. Марголис // Психологическая наука и образование. – 2014. – Т. 19. – № 3. – C. 41–57. – Текст : непосредственный.
20. Маслаков, С. И. К вопросу о профессионально значимых качествах личности педагога / С. И. Маслаков // Территория науки. – 2007. – № 2. – С. 254–258. – Текст : непосредственный.
21. Митина, Л. М. Психология личностно-профессионального развития субъектов образования / Л. М. Митина. – Санкт- Петербург : Нестор-История, 2014. – 376 с. – Текст : непосредственный.
22. Петров, А. В. Правовая культура и ее структурные компоненты: проблемы генезиса / А. В. Петров // Вестник ННГУ. – 2017. – № 3. – С. 167–173. – Текст : непосредственный.
23. Петручак, Л. А. Современный российский социум и формирование правовой культуры молодежи / Л. А. Петручак, А. В. Корнев // Вестник Московского государственного лингвистического университета. Образование и педагогические науки. – 2018. – № 5 (813). – С. 203–217. – Текст : непосредственный.
24. Тимофеев, А. В. Становление цифровой аксиологии: ключевые понятия и проблемы / А. В. Тимофеев // Вестник МГОУ. Серия: Философские науки. – 2019. – № 3. – С. 73–79. – Текст : непосредственный.
25. Тряпицына, А. П. Современные тенденции развития качества педагогического образования / А. П. Тряпицына // Человек и образование. – 2012. – № 3 (32). – С. 4–10. – Текст : непосредственный.
26. Туишева, М. Р. Особенности социальной сферы как институционально-экономической категории / М. Р. Туишева // Вестник экономики, права и социологии. – 2012. – № 1. – С. 139–141. – Текст : непосредственный.
27. Турянская, О. Ф. Педагогическая деятельность как служение / О. Ф. Турянская // Вестник Луганского национального университета имени Тараса Шевченко. – 2018. – № 2 (14). – С. 51–57. – Текст : непосредственный.
28. Шиянов, Е. Н. Педагогика: общая теория образования / Е. Н. Шиянов. – Ставрополь : Изд-во СКСИ, 2007. – 636 с. – Текст : непосредственный.
Рецензия
Для цитирования:
Бобрышов С.В., Суменко Л.В., Катилевская Ю.А. Детерминационные характеристики современной социальной реальности в формировании у молодежи ценностного образа педагогической профессии. Вестник Северо-Кавказского федерального университета. 2022;(4):197-207. https://doi.org/10.37493/2307-907X.2022.4.22
For citation:
Bobryshov S., Sumenko L., Katylevskaya J. Determinative characteristics of modern social reality in the formation of the value image of the teaching profession among young people. Newsletter of North-Caucasus Federal University. 2022;(4):197-207. (In Russ.) https://doi.org/10.37493/2307-907X.2022.4.22