Ценностные ориентации в структуре профессиональной самоидентичности старшеклассников: опыт эмпирического исследования
https://doi.org/10.37493/2307-907X.2022.2.20
Аннотация
В статье дается обоснование ценностных ориентаций в структуре профессиональной самоидентичности старших школьников. Представлены результаты эмпирического исследования ценностей, обусловленных особенностями становления профессиональной самоидентичности старшеклассников в условиях дополнительного образования. Сделан вывод о том, что приоритетные ценности в структуре профессиональной самоидентичности позволяют определить педагогические условия эффективного становления профессиональной самоидентичности старшеклассников.
Об авторах
В. Н. КормаковаРоссия
Кормакова Валентина Николаевна, доктор педагогических наук, профессор кафедры педагогики
г. Белгород
Л. В. Махлеева
Россия
Махлеева Людмила Владимировна, исследователь. Преподаватель-исследователь. Соискатель ученой степени кафедры педагогики
г. Белгород
Список литературы
1. Алексеев, В. Г. Ценностные ориентации личности и проблема их формирования / В. Г. Алексеев. Москва, 2011. – Текст : непосредственный.
2. Асмолов, А. Г. Стратегия социокультурной модернизации образования: на пути к преодолению кризиса идентичности и построению гражданского общества / А. Г. Асмолов // Психолого-педагогический поиск. – 2010. – № 2(14). – Текст : непосредственный.
3. Гунчина, В. А. Феномен профессиональной самоидентификации / В. А. Гунчина // Молодой ученый. 2017. – № 15-2(149-2). – Текст : непосредственный.
4. Зеленко, Н. В. Профессиональная самоидентификация как категория педагогики / Н. В. Зеленко, А. А. Науменко // Вестник Армавирского государственного педагогического университета. – 2019. № 3. – Текст : непосредственный.
5. Кормакова, В. Н. Ценностно-смысловая основа социально-профессионального самоопределения старшеклассников / В. Н. Кормакова, И. В. Тяпугина // European Social Science Journal. – 2016. № 12-2. – Текст : непосредственный.
6. Кормакова, В. Н. Проектирование жизненных стратегий как фактор профессионально-личностного становления учащейся молодежи / В. Н. Кормакова // Образование и общество. – 2018. – № 5(112). Текст : непосредственный.
7. Махинин, А. Н. Формирование российской идентичности учащихся в процессе освоения историко-культурного наследия региона / А. Н. Махинин, В. В. Шишов // Научный результат. – 2019. Т. 5. – № 3. – Текст : непосредственный.
8. Махлеева, Л. В. Рефлексивное становление профессиональной самоидентичности школьников / Л. В. Махлеева, В. Н. Кормакова, М. А. Лапина // Вестник Северо-Кавказского федерального университета. – 2020. – № 4 (79). – Текст : непосредственный.
9. Об образовании в Российской Федерации : федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 07.03.2018). – URL: https://base.garant.ru/70291362/. – Текст : электронный.
10. Скрипова, Н. Е. Принципы развития ценностной ориентации учащихся на рабочие профессии / Н. Е. Скрипова // Вестник Томского государственного педагогического университета. – 2017. – № 5 (182). – Текст : непосредственный.
11. Чистякова, С. Н. Профессиональная ориентация: система и новые рубежи / С. Н. Чистякова, Н. Ф. Родичев // Профессиональное образование. Столица. – 2012. – № 12. – Текст : непосредственный.
12. Эриксон, Э. Идентичность: юность и кризис / Э. Эриксон ; пер. с англ. ; общ. ред. и предисл. А. В. Толстых. – Москва : Прогресс, 2006. – Текст : непосредственный.
13. Kozlova, T. A. Student Public Initiative As A Factor Of Social Identity Development / T. A. Kozlova, Y. V. Kudinova, A. N. Mahinin // 7th icCSBs International Conference on Cognitive-Social, and Behavioural Sciences. – 2019. – No 64. – Pp. 589–597. – URL: https://www.futureacademy.org.uk/files/images/upload/iccsbs2018F64.pdf
14. Mahinin, A. N. Inquiry for Identity as a Result of Structural Transformations in Modern Society: in the Search of the Elusive Meaning / A. N. Mahinin, M. Y. Ponomareva, T. A. Kozlova, I. N. Nesterova // VI International Forum on Teacher Education. – 2020. – Pp. 1547–1559. – URL: https://ap.pensoft.net/article/22413/
15. Mahleeva, L., Kormakova, V., Mustajab, S. Information Technology Importance in the Development of Learners’ Professional Self-Identity / L. Mahleeva, V. Kormakova, S. Mustajab // CEUR Workshop Proceedings. – 2020. – Pp. 88–96. – URL: http://ceur-ws.org/Vol-2861/
Рецензия
Для цитирования:
Кормакова В.Н., Махлеева Л.В. Ценностные ориентации в структуре профессиональной самоидентичности старшеклассников: опыт эмпирического исследования. Вестник Северо-Кавказского федерального университета. 2022;(2):158-167. https://doi.org/10.37493/2307-907X.2022.2.20
For citation:
Kormakova V.N., Mahleeva L.V. Value systems in the structure of professional self-identity of high school students: from the experience of empirical research. Newsletter of North-Caucasus Federal University. 2022;(2):158-167. (In Russ.) https://doi.org/10.37493/2307-907X.2022.2.20