Preview

Вестник Северо-Кавказского федерального университета

Расширенный поиск

ПСИХОЛОГО-ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ МЕТОДИКИ ДИАГНОСТИКИ ЭМОЦИОНАЛЬНЫХ СОСТОЯНИЙ И ВОЗМОЖНОСТИ ИХ ПРИМЕНЕНИЯ В ПРАКТИКЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ

Аннотация

Статья посвящена проблеме использования современных методов диагностики эмоциональных состояний в педагогической науке. Авторы рассматривают современные способы такой диагностики, выделяя три основных группы: с использованием психодиагностических методик; средствами речевого анализа; средствами регистрации психофизиологических характеристик. В статье анализируются также разные компьютерные программы и аппаратные устройства (в том числе медицинская аппаратура), которые сегодня могут использоваться для диагностики эмоций ученика, оказывающих значимое влияние на учебную мотивацию. Рассматривается возможность использования данных методов в различных образовательных учреждениях, проводится оценка их валидности и надежности.

Об авторах

Галина Ивановна Ефремова
Северо-Кавказский федеральный университет
Россия


Мария Анатольевна Ковалева
Российский государственный социальный университет
Россия


Галина Валентиновна Тимошенко
Северо-Кавказский федеральный университет
Россия


Елена Анатольевна Леоненко
Северо-Кавказский федеральный университет
Россия


Ирина Александровна Бочковская
Северо-Кавказский федеральный университет
Россия


Список литературы

1. Баклаев А. В. Система эмоциональной стабилизации речевых коммуникаций «ЭМОС»: пат. 2408087 Рос. Федерация: МПК G10L 15/00; заявитель и патентообладатель А. В. Баклаев, А. А. Струценко. № 2008141478/09; заявл. 22.10.2008; опубл. 27.12.2010. Бюл. № 36.

2. Баклаев А. В. Способ диагностики и коррекции психоэмоционального состояния «нейроинфография»: пат. 2314028 Рос. Федерация: МПК А61В5/16 заявитель и патентообладатель А. В. Баклаев, А. А. Струценко; заявл. 11.04.2006; опубл. 10.01.2008. Бюл. № 1.

3. Богатова А. Н. Исследования эмоционального состояния человека тепловизионным методом // Новые материалы и технологии: состояние вопроса и перспективы развития: сборник материалов Всероссийской молодежной научной конференции, 24-26 июня 2014. Саратов, 2014. С. 67-70.

4. Бурлачук Л. Ф., Морозов С. М. Словарь-справочник по психодиагностике. СПб.: Питер Ком, 1999.

5. Евсикова Н. И. Некоторые особенности эмоционально-личностного развития младших школьников, обучающихся в различных педагогических системах // Вестник Московского ун-та. Сер. 14. Психология. 2008. С. 20-37.

6. Епифанцев Б. Н., Мекин А. Н. О корреляционных связях сигналов полиграфа, тепловизора и электроэнцефалографа //Доклады ТУСУРа. 2010. № 1 (21). С. 103-107.

7. Ильин Е. П. Эмоции и чувства. СПб: Питер, 2001.

8. Лапшина Т. Н. Психофизиологическая диагностика эмоций человека по показателям ЭЭГ: дис.. канд. психол. наук. М., 2007.

9. Луговая А. М. Способ коррекции психоэмоционального состояния по методу А. М. Луговой: патент № 2313282 Рос. Федерация: МПК А61В 5/16; заявитель и патентообладатель А. М. Луговая; № 2006122575/14; заявл. 26.06.2006; опубл. 27.12.2007. Бюл. №36.

10. Лутошкин А. Н. Эмоциональные потенциалы коллектива. М.: Педагогика, 1988.

11. Наздратенко А. Е. Система для обнаружения эмоций: пат. 42905 Рос. Федерация: МПК G06F 13/38; заявитель и патентообладатель А. Е. Наздратенко; № 2004129162/22; заявл. 05.10.2004; опубл. 20.12.2004.

12. Новожилов А. С., Овасян А. А., Сухих С. А., Богатов Н. М. Тепловизионный метод оценки достоверности сообщаемой человеком информации // Приоритетные направления развития науки, техники и технологий: Международная научно-практическая конференция. М., 2016. С. 19-21.

13. Павлова Е. В. Диагностика и развитие интеллектуальных эмоций у младших школьников // Вестник Владимирского государственного университета им. А. Г. и Н. Г. Столетовых. Серия: Педагогические и психологические науки. 2011. № 29. С. 155-158.

14. Попова О. В. Психологическое тестирование школьников для ранней диагностики психосоматического синдрома // Бюллетень медицинских интернет-конференций. 2015. Т. 5. № 5. С. 756.

15. Савотина Л. Н. Нейрофизиологические корреляты восприятия мотивационно значимых стимулов и переживания эмоций у человека: дис.. канд. биол. наук: 03.00.13 / Савотина Любовь Николаевна. Новосибирск, 2005.

16. Саитов И. А. Способ обнаружения эмоций по голосу: пат. 2510955 Рос. Федерация: МПК G10L 15/00; И. А. Саитов, О. О. Басов, В. А. Ягупов; заявитель и патентообладатель ГКОУ ВПО Академия ФСО России; № 2012109382/08; заявл. 12.03.2012; опубл. 10.04.2014. Бюл. № 10.

17. Сидоров К. В. Мультимодальная база образцов естественной речи с объективно подтвержденным фактом изменения эмоционального состояния диктора № 2014620467 / К. В. Сидоров, Н. Н. Филатова, С. А. Терехин // Программы для ЭВМ. Базы данных. Топологии интегральных микросхем: офиц. бюл. Федер. службы по интеллект. собственности. № 4 (90). М.: ФИПС, 2014.

18. Сидоров К. В., Филатова Н. Н. Биотехническая система для анализа эмоций человека // Труды Конгресса по интеллектуальным системам и информационным технологиям «IS&IT'14»: в 4 т. М.: Физматлит, 2014. Т. 2. С. 238-244.

19. Хэссет Дж. Введение в психофизиологию. М.: Мир, 1981.

20. Юрьев Г. П. Способ диагностики психофизического состояния индивида: пат. № 2408264 Рос. Федерация: МПК А61В 5/16; заявитель и патентообладатель Г. П. Юрьев; № 2009123124/14; заявл. 18.06.2009; опубл. 10.01.2011. Бюл. № 1.

21. Mit Media Lab (USA) [Электронный ресурс]. URL: http://courses.media.mit.edu/2004spring/mas630/04. projects/zeynepron/ (Дата обращения: 11.09.2016).

22. Безопасные Био Системы [Электронный ресурс]. URL: http://securebiosys.com/produkty/golosovoj-detektoremocionalnogo-sostoyaniya/ (Дата обращения: 31.08.2016).

23. Астерос [Электронный ресурс]. URL: http://www.asteros.ru/press/news/684/ (Дата обращения: 11.09.2016).

24. Центр речевых технологий» (ЦРТ) http://www.speechpro.ru/product/audio-video/voice-recording/ smartlogger2 (Дата обращения: 11.09.2016).


Рецензия

Для цитирования:


Ефремова Г.И., Ковалева М.А., Тимошенко Г.В., Леоненко Е.А., Бочковская И.А. ПСИХОЛОГО-ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ МЕТОДИКИ ДИАГНОСТИКИ ЭМОЦИОНАЛЬНЫХ СОСТОЯНИЙ И ВОЗМОЖНОСТИ ИХ ПРИМЕНЕНИЯ В ПРАКТИКЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ. Вестник Северо-Кавказского федерального университета. 2016;(5):145-150.

For citation:


Efremova G., Kovaleva M., Timoshenko G., Leonenko E., Bochkovskaya I. PSYCHOLOGICAL AND METHODS OF DIAGNOSIS PSYCHOPHYSIOLOGICAL EMOTIONAL STATE AND THEIR APPLICATION IN THE PRACTICE OF EDUCATIONAL ORGANIZATIONS. Newsletter of North-Caucasus Federal University. 2016;(5):145-150. (In Russ.)

Просмотров: 170


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2307-907X (Print)