Эффекты пандемии COVID-19: новые паттерны потребительского поведения
https://doi.org/10.37493/2307-907X.2022.1.8
Аннотация
Целью исследования является проведение сравнительного анализа российской модели потребления в докоронавирусный период и в условиях пандемии для определения новых паттернов потребительского поведения, а также обоснования вектора трансформации деятельности предприятий в соответствии с произошедшими изменениями. Научная новизна состоит в исследовании особенностей потребительского поведения россиян, в оценке его изменений под влиянием эффектов пандемии, а также в обосновании мер, обеспечивающих сокращение времени адаптации производителей к новым поведенческим паттернам. В статье проведен анализ структуры потребления домашних хозяйств в России в период 2014–2019 гг., а также систематизированы особенности потребительского поведения населения России в докоронавирусный период. Определены эффекты пандемии, оказавшие влияние на поведение российского потребителя. Систематизированы новые паттерны, определяющие характер потребительского поведения россиян в период пандемии. Обосновано, что изменения поведения потребителей должны быть отражены в производственной и сбытовой деятельности предприятий. Предложены меры, позволяющие обеспечить максимальную эффективность адаптации производителей к изменившимся условиям. Определена роль государства в преодолении эффектов пандемии, а также предложены меры институциональной и организационной направленности, обеспечивающие оптимизацию «правил игры» на рынке.
Ключевые слова
Об авторах
Е. К. КарпунинаРоссия
Карпунина Евгения Константиновна, доктор экономических наук, профессор, профессор кафедры «Стратегическое развитие и экономическая безопасность»
SPIN-код: 9582-4871
Н. Н. Губернаторова
Россия
Губернаторова Наталья Николаевна, кандидат экономических наук, доцент, заведующий кафедрой «Экономика»
SPIN-код: 5144-4230
Т. Г. Соболевская
Россия
Соболевская Татьяна Григорьевна, кандидат экономических наук, доцент кафедры таможенной и товароведческой экспертизы
SPIN-код: 5184-0755
Список литературы
1. Galieva, G. Consumption as a Growth Factor of the Russian Economy (Потребление как фактор роста российской экономики) / G. Galieva, L. Il`ina, S. Ponomarev, B. Khashir, E. Karpunina // Sustainable Economic Development and Advancing Education Excellence in the era of Global Pandemic: Proceedings of the 36rd International Business Information Management Association Conference (IBIMA). 4–5 November 2020. – Granada, Spain 2020. – P. 3763–3772. – Текст : непосредственный.
2. Karpunina, E. State policy of transition to Society 5.0: identification and assessment of digitalisation risks (Государственная политика перехода к обществу 5.0: выявление и оценка рисков цифровизации) / E. Karpunina, I. Kosorukova, A. Dubovitski, G. Galieva, E. Chernenko // International Journal of Public Law and Policy. – 2021. – Vol. 7. – No. 4. – P. 334–350. – Текст : непосредственный.
3. Karpunina, E. E-Commerce as a Driver of Economic Growth in Russia (Электронная коммерция как драйвер экономического роста в России) / E. Karpunina, E. Isaeva, G. Galieva, T. Sobolevskaya, A. Rodin // Modern Global Economic System: Evolutional Development Vs. Revolutionary Leap. – Cham : Springer, 2021. – P. 1622–1633. – Текст : непосредственный.
4. Беляевский, И. К. Денежные доходы населения и потребительские расходы: уровень, тенденции и дифференциация / И. К. Беляевский // Экономика, статистика и информатика. – 2013. – № 2. – C. 108–118. – Текст: непосредственный.
5. Parsons, E. Contemporary Issues in Marketing and Consumer Behaviour (Современные проблемы маркетинга и потребительского поведения) / E. Parsons, P. Maclaran, A. Chatzidakis. – London : Routledge, 2017. – 192 p. – Text : unmediated.
6. Кудинова, А. В. Структура потребления и экономическое развитие: характер взаимосвязи / А. В. Кудинова // Вестник Новосибирского государственного университета. Серия: Социально-экономические науки. – 2014. – Т. 14. – Вып. 1. – С. 5–14. – Текст : непосредственный.
7. Струченевский, А. Почему потребление будет и далее расти быстрее ВВП / А. Струченевский // Эффективное антикризисное управление. Практика. – 2018. – № 1(5). – С. 42–47. – Текст : непосредственный.
8. Зубаревич, Н. Доля продуктов питания в общем потреблении населения регионов России как показатель уровня жизни и модернизации потребления / Н. Зубаревич, С. Сафронов // Вестник Московского Университета. Серия 5. География. – 2019. – № 2. – С. 61–68. – Текст : непосредственный.
9. Такмакова, Е. Покупательная способность доходов населения как фактор экономического роста / Е. Такмакова // Ученые записки Орловского государственного университета. Серия: Гуманитарные и социальные науки. – 2010. – № 3-1(37). – С. 45–52. – Текст : непосредственный.
10. Karpunina, E. Socio-Economic Impact of the Covid-19 Pandemic on OECD Countries (Социальноэкономические последствия пандемии Covid-19 для стран ОЭСР) / E. Karpunina, L. Moskovtceva, O. Zabelina, N. Zubareva, A. Tsykora // Current problems of the world economy and international trade. Research in Economic Anthropology. Vol. 42. – Bingley : Emerald Publishing Limited, 2022. – Текст : непосредственный.
11. Gukasyan, Z. Strategies for adapting companies to the turbulence caused by the Covid19 Pandemic (Стратегии адаптации компаний к турбулентности, вызванной пандемией Covid19) / Z. Gukasyan, Z. Tavbulatova, Zh. Aksenova, N. Gasanova, E. Karpunina // Business 4.0 as a Subject of the Digital Economy. – Sham : Springer, 2022. – Текст : непосредственный.
12. Френкель, А. Российская экономика в 2015–2017 годах / А. Френкель, Б. Тихомиров, Я. Сергиенко, Л. Рощина // Экономическая политика. – 2016. – Т. 11. – № 5. – С. 198–233. – Текст : непосредственный.
13. Федеральная служба государственной статистики РФ. Уровень жизни. – URL: https://rosstat.gov.ru/ folder/13397?print=1 (дата обращения: 10.11.2021). – Текст : электронный.
14. Аналитический центр при правительстве РФ. Бюллетень о текущих тенденциях мировой экономики. Неравенство в потреблении домохозяйств стран ЕС. – URL: https://ac.gov.ru/uploads/2-Publications/ мар_2020_web.pdf (дата обращения: 10.11.2021). – Текст : электронный.
15. Федеральная служба государственной статистики РФ. Структура денежных доходов и расходов населения Российской Федерации. – URL: https://rosstat.gov.ru/folder/13397?print=1 (дата обращения: 10.11.2021). – Текст : электронный.
16. Федеральная служба государственной статистики РФ. Доходы, расходы и потребление домашних хозяйств. – URL: http://old.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/publications/ catalog/doc_1140096812812 (дата обращения: 10.11.2021). – Текст : электронный.
17. РИА. Названы страны, жители которых тратят больше всего денег на еду. – URL: https://ria. ru/20201214/eda-1589041960.html (дата обращения: 10.11.2021). – Текст : электронный.
18. Deloitte. Потребительский сектор в России. – URL: https://www2.deloitte.com/content/dam/Deloitte/ru/ Documents/consumer-business/russian/CBT-2020-RU-NEW.pdf (дата обращения: 10.11.2021). – Текст : электронный.
19. McKibbin, W. The global macroeconomic impacts of COVID-19: Seven Scenarios (Глобальные макроэкономические последствия COVID-19: семь сценариев) / W. McKibbin, R. Fernando // CAMA working paper. – 2020. – № 19. – DOI: 10.2139/ssrn.3547729. – Текст: непосредственный.
20. Мониторинг социально-экономического положения и социального самочувствия населения. Октябрь 2020 / под ред. Л. Н. Овчаровой. – Москва : НИУ ВШЭ, 2020. – 29 с. – Текст : непосредственный.
21. Федеральная служба государственной статистики РФ. Розничные продажи основных продуктов питания крупными и средними организациями розничной торговли (оперативные данные). – URL: https://rosstat.gov.ru/folder/11188 (дата обращения: 10.11.2021). – Текст : электронный.
22. Бурдяк, А. Я. Потребление товаров и услуг в 2020 г.: пандемическая модель / А.Я. Бурдяк // Экономическое развитие России. – 2021. – Т. 28. – № 2. – С. 65–68. – Текст : непосредственный.
23. Малева, Т. М. Эпидемиологический кризис в первой половине 2020 г.: социально-экономическое положение населения / Т. М. Малева, Е. Е. Гришина, А. Я. Бурдяк, Ю. Б. Чумакова // Экономическое развитие России. – 2020. – Т. 27. – № 10. – С. 60–72. – Текст : непосредственный.
24. Федеральная служба государственной статистики РФ. Доклад «Социально-экономическое положение России. Январь – декабрь 2020 г.». – URL: https://gks.ru/bgd/regl/b20_01/Main.htm (дата обращения: 10.11.2021). – Текст : электронный.
25. Belretail. How did the e-commerce markets grow in different countries in 2020? (Как выросли рынки электронной коммерции в разных странах в 2020 году?). – URL: https://belretail.by/news/kak-v-godurosli-ryinki-e-commerce-v-raznyih-stranah (дата обращения: 10.11.2021)]. – Текст : электронный.
26. Morgan Stenley Research. Russia eCommerce: Last but not least (Электронная торговля в России: последнее, но не менее важное). – URL: https://www.shopolog.ru/u/6890-morgan-stanley-ru-ecom-internet. pdf (дата обращения: 10.11.2021). – Текст : электронный.
27. Магомедов, А. Развитие Интернет-торговли в условиях пандемии / А. Магомедов // УЭПС: Управление, Экономика, Политика, Социология. – 2020. – № 3. – С. 60-65. – Тест : непосредственный
28. РАЭК. The economy of the Runet in the era of COVID-19 – growing and transforming (Экономика Рунета в эпоху COVID-19 – растет и трансформируется). – URL: https://www.shopolog.ru/metodichka/ analytics/issledovanie-raek-ekonomika-runeta-v-epohu-covid-19-rastem-i-transformiruemsya/ (дата обращения: 10.11.2021). – Текст : электронный.
29. CBR. Результаты наблюдения в национальной платежной системе за 2020 год. – URL: https://cbr.ru/ content/document/file/124727/results_2020.pdf (дата обращения: 10.11.2021). – Текст : электронный.
30. Gazeta.ru. Безналичное богатство: путешествия денег онлайн. – URL: https://www.gazeta.ru/ business/2020/05/18/13087525.shtml (дата обращения: 10.11.2021). – Текст : электронный.
31. Халилов, Д. Future Consumer Index: как COVID-19 влияет на поведение потребителей в России. – URL: https://www.ey.com/ru_ru/consumer-products-retail/ey-future-consumer-index-russia (дата обращения: 10.11.2021). – Текст : электронный.
32. Snob. Тренды поведенческой экономики: как «коронование» россиян изменило потребительский рынок. – URL: https://snob.ru/entry/202138/ (дата обращения: 10.11.2021). – Текст : электронный.
33. Podorova-Anikina, O. E-Commerce Market: Intensification of Development during the Pandemic (Рынок электронной коммерции: активизация развития во время пандемии) / O. Podorova-Anikina, E. Karpunina, Z. Gukasyan, N. Nazarchuk, T. Perekatieva // Imitation Market Modeling in Digital Economy: Game Theoretic Approaches. Lecture Notes in Networks and Systems. – Sham : Springer, 2022. – Текст : непосредственный.
Рецензия
Для цитирования:
Карпунина Е.К., Губернаторова Н.Н., Соболевская Т.Г. Эффекты пандемии COVID-19: новые паттерны потребительского поведения. Вестник Северо-Кавказского федерального университета. 2022;1(1):63-76. https://doi.org/10.37493/2307-907X.2022.1.8
For citation:
Karpunina E., Gubernatorova N., Sobolevskaya T. Effects of the COVID-19 pandemic: new patterns of consumer behavior. Newsletter of North-Caucasus Federal University. 2022;1(1):63-76. (In Russ.) https://doi.org/10.37493/2307-907X.2022.1.8