Preview

Вестник Северо-Кавказского федерального университета

Расширенный поиск

Эффекты пандемии COVID-19: новые паттерны потребительского поведения

https://doi.org/10.37493/2307-907X.2022.1.8

Аннотация

Целью исследования является проведение сравнительного анализа российской модели потребления в докоронавирусный период и в условиях пандемии для определения новых паттернов потребительского поведения, а также обоснования вектора трансформации деятельности предприятий в соответствии с произошедшими изменениями. Научная новизна состоит в исследовании особенностей потребительского поведения россиян, в оценке его изменений под влиянием эффектов пандемии, а также в обосновании мер, обеспечивающих сокращение времени адаптации производителей к новым поведенческим паттернам. В статье проведен анализ структуры потребления домашних хозяйств в России в период 2014–2019 гг., а также систематизированы особенности потребительского поведения населения России в докоронавирусный период. Определены эффекты пандемии, оказавшие влияние на поведение российского потребителя. Систематизированы новые паттерны, определяющие характер потребительского поведения россиян в период пандемии. Обосновано, что изменения поведения потребителей должны быть отражены в производственной и сбытовой деятельности предприятий. Предложены меры, позволяющие обеспечить максимальную эффективность адаптации производителей к изменившимся условиям. Определена роль государства в преодолении эффектов пандемии, а также предложены меры институциональной и организационной направленности, обеспечивающие оптимизацию «правил игры» на рынке.

Об авторах

Е. К. Карпунина
ФГБОУ ВО «Тамбовский государственный университет имени Г.Р. Державина»
Россия

Карпунина Евгения Константиновна, доктор экономических наук, профессор, профессор кафедры «Стратегическое развитие и экономическая безопасность»

SPIN-код: 9582-4871



Н. Н. Губернаторова
ФГБОУ ВО «Финансовый университет при Правительстве РФ»
Россия

Губернаторова Наталья Николаевна, кандидат экономических наук, доцент, заведующий кафедрой «Экономика»

 SPIN-код: 5144-4230



Т. Г. Соболевская
ФГБОУ ВО «Московский государственный университет пищевых производств (МГУПП)»
Россия

Соболевская Татьяна Григорьевна, кандидат экономических наук, доцент кафедры таможенной и товароведческой экспертизы 

SPIN-код: 5184-0755



Список литературы

1. Galieva, G. Consumption as a Growth Factor of the Russian Economy (Потребление как фактор роста российской экономики) / G. Galieva, L. Il`ina, S. Ponomarev, B. Khashir, E. Karpunina // Sustainable Economic Development and Advancing Education Excellence in the era of Global Pandemic: Proceedings of the 36rd International Business Information Management Association Conference (IBIMA). 4–5 November 2020. – Granada, Spain 2020. – P. 3763–3772. – Текст : непосредственный.

2. Karpunina, E. State policy of transition to Society 5.0: identification and assessment of digitalisation risks (Государственная политика перехода к обществу 5.0: выявление и оценка рисков цифровизации) / E. Karpunina, I. Kosorukova, A. Dubovitski, G. Galieva, E. Chernenko // International Journal of Public Law and Policy. – 2021. – Vol. 7. – No. 4. – P. 334–350. – Текст : непосредственный.

3. Karpunina, E. E-Commerce as a Driver of Economic Growth in Russia (Электронная коммерция как драйвер экономического роста в России) / E. Karpunina, E. Isaeva, G. Galieva, T. Sobolevskaya, A. Rodin // Modern Global Economic System: Evolutional Development Vs. Revolutionary Leap. – Cham : Springer, 2021. – P. 1622–1633. – Текст : непосредственный.

4. Беляевский, И. К. Денежные доходы населения и потребительские расходы: уровень, тенденции и дифференциация / И. К. Беляевский // Экономика, статистика и информатика. – 2013. – № 2. – C. 108–118. – Текст: непосредственный.

5. Parsons, E. Contemporary Issues in Marketing and Consumer Behaviour (Современные проблемы маркетинга и потребительского поведения) / E. Parsons, P. Maclaran, A. Chatzidakis. – London : Routledge, 2017. – 192 p. – Text : unmediated.

6. Кудинова, А. В. Структура потребления и экономическое развитие: характер взаимосвязи / А. В. Кудинова // Вестник Новосибирского государственного университета. Серия: Социально-экономические науки. – 2014. – Т. 14. – Вып. 1. – С. 5–14. – Текст : непосредственный.

7. Струченевский, А. Почему потребление будет и далее расти быстрее ВВП / А. Струченевский // Эффективное антикризисное управление. Практика. – 2018. – № 1(5). – С. 42–47. – Текст : непосредственный.

8. Зубаревич, Н. Доля продуктов питания в общем потреблении населения регионов России как показатель уровня жизни и модернизации потребления / Н. Зубаревич, С. Сафронов // Вестник Московского Университета. Серия 5. География. – 2019. – № 2. – С. 61–68. – Текст : непосредственный.

9. Такмакова, Е. Покупательная способность доходов населения как фактор экономического роста / Е. Такмакова // Ученые записки Орловского государственного университета. Серия: Гуманитарные и социальные науки. – 2010. – № 3-1(37). – С. 45–52. – Текст : непосредственный.

10. Karpunina, E. Socio-Economic Impact of the Covid-19 Pandemic on OECD Countries (Социальноэкономические последствия пандемии Covid-19 для стран ОЭСР) / E. Karpunina, L. Moskovtceva, O. Zabelina, N. Zubareva, A. Tsykora // Current problems of the world economy and international trade. Research in Economic Anthropology. Vol. 42. – Bingley : Emerald Publishing Limited, 2022. – Текст : непосредственный.

11. Gukasyan, Z. Strategies for adapting companies to the turbulence caused by the Covid19 Pandemic (Стратегии адаптации компаний к турбулентности, вызванной пандемией Covid19) / Z. Gukasyan, Z. Tavbulatova, Zh. Aksenova, N. Gasanova, E. Karpunina // Business 4.0 as a Subject of the Digital Economy. – Sham : Springer, 2022. – Текст : непосредственный.

12. Френкель, А. Российская экономика в 2015–2017 годах / А. Френкель, Б. Тихомиров, Я. Сергиенко, Л. Рощина // Экономическая политика. – 2016. – Т. 11. – № 5. – С. 198–233. – Текст : непосредственный.

13. Федеральная служба государственной статистики РФ. Уровень жизни. – URL: https://rosstat.gov.ru/ folder/13397?print=1 (дата обращения: 10.11.2021). – Текст : электронный.

14. Аналитический центр при правительстве РФ. Бюллетень о текущих тенденциях мировой экономики. Неравенство в потреблении домохозяйств стран ЕС. – URL: https://ac.gov.ru/uploads/2-Publications/ мар_2020_web.pdf (дата обращения: 10.11.2021). – Текст : электронный.

15. Федеральная служба государственной статистики РФ. Структура денежных доходов и расходов населения Российской Федерации. – URL: https://rosstat.gov.ru/folder/13397?print=1 (дата обращения: 10.11.2021). – Текст : электронный.

16. Федеральная служба государственной статистики РФ. Доходы, расходы и потребление домашних хозяйств. – URL: http://old.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/publications/ catalog/doc_1140096812812 (дата обращения: 10.11.2021). – Текст : электронный.

17. РИА. Названы страны, жители которых тратят больше всего денег на еду. – URL: https://ria. ru/20201214/eda-1589041960.html (дата обращения: 10.11.2021). – Текст : электронный.

18. Deloitte. Потребительский сектор в России. – URL: https://www2.deloitte.com/content/dam/Deloitte/ru/ Documents/consumer-business/russian/CBT-2020-RU-NEW.pdf (дата обращения: 10.11.2021). – Текст : электронный.

19. McKibbin, W. The global macroeconomic impacts of COVID-19: Seven Scenarios (Глобальные макроэкономические последствия COVID-19: семь сценариев) / W. McKibbin, R. Fernando // CAMA working paper. – 2020. – № 19. – DOI: 10.2139/ssrn.3547729. – Текст: непосредственный.

20. Мониторинг социально-экономического положения и социального самочувствия населения. Октябрь 2020 / под ред. Л. Н. Овчаровой. – Москва : НИУ ВШЭ, 2020. – 29 с. – Текст : непосредственный.

21. Федеральная служба государственной статистики РФ. Розничные продажи основных продуктов питания крупными и средними организациями розничной торговли (оперативные данные). – URL: https://rosstat.gov.ru/folder/11188 (дата обращения: 10.11.2021). – Текст : электронный.

22. Бурдяк, А. Я. Потребление товаров и услуг в 2020 г.: пандемическая модель / А.Я. Бурдяк // Экономическое развитие России. – 2021. – Т. 28. – № 2. – С. 65–68. – Текст : непосредственный.

23. Малева, Т. М. Эпидемиологический кризис в первой половине 2020 г.: социально-экономическое положение населения / Т. М. Малева, Е. Е. Гришина, А. Я. Бурдяк, Ю. Б. Чумакова // Экономическое развитие России. – 2020. – Т. 27. – № 10. – С. 60–72. – Текст : непосредственный.

24. Федеральная служба государственной статистики РФ. Доклад «Социально-экономическое положение России. Январь – декабрь 2020 г.». – URL: https://gks.ru/bgd/regl/b20_01/Main.htm (дата обращения: 10.11.2021). – Текст : электронный.

25. Belretail. How did the e-commerce markets grow in different countries in 2020? (Как выросли рынки электронной коммерции в разных странах в 2020 году?). – URL: https://belretail.by/news/kak-v-godurosli-ryinki-e-commerce-v-raznyih-stranah (дата обращения: 10.11.2021)]. – Текст : электронный.

26. Morgan Stenley Research. Russia eCommerce: Last but not least (Электронная торговля в России: последнее, но не менее важное). – URL: https://www.shopolog.ru/u/6890-morgan-stanley-ru-ecom-internet. pdf (дата обращения: 10.11.2021). – Текст : электронный.

27. Магомедов, А. Развитие Интернет-торговли в условиях пандемии / А. Магомедов // УЭПС: Управление, Экономика, Политика, Социология. – 2020. – № 3. – С. 60-65. – Тест : непосредственный

28. РАЭК. The economy of the Runet in the era of COVID-19 – growing and transforming (Экономика Рунета в эпоху COVID-19 – растет и трансформируется). – URL: https://www.shopolog.ru/metodichka/ analytics/issledovanie-raek-ekonomika-runeta-v-epohu-covid-19-rastem-i-transformiruemsya/ (дата обращения: 10.11.2021). – Текст : электронный.

29. CBR. Результаты наблюдения в национальной платежной системе за 2020 год. – URL: https://cbr.ru/ content/document/file/124727/results_2020.pdf (дата обращения: 10.11.2021). – Текст : электронный.

30. Gazeta.ru. Безналичное богатство: путешествия денег онлайн. – URL: https://www.gazeta.ru/ business/2020/05/18/13087525.shtml (дата обращения: 10.11.2021). – Текст : электронный.

31. Халилов, Д. Future Consumer Index: как COVID-19 влияет на поведение потребителей в России. – URL: https://www.ey.com/ru_ru/consumer-products-retail/ey-future-consumer-index-russia (дата обращения: 10.11.2021). – Текст : электронный.

32. Snob. Тренды поведенческой экономики: как «коронование» россиян изменило потребительский рынок. – URL: https://snob.ru/entry/202138/ (дата обращения: 10.11.2021). – Текст : электронный.

33. Podorova-Anikina, O. E-Commerce Market: Intensification of Development during the Pandemic (Рынок электронной коммерции: активизация развития во время пандемии) / O. Podorova-Anikina, E. Karpunina, Z. Gukasyan, N. Nazarchuk, T. Perekatieva // Imitation Market Modeling in Digital Economy: Game Theoretic Approaches. Lecture Notes in Networks and Systems. – Sham : Springer, 2022. – Текст : непосредственный.


Рецензия

Для цитирования:


Карпунина Е.К., Губернаторова Н.Н., Соболевская Т.Г. Эффекты пандемии COVID-19: новые паттерны потребительского поведения. Вестник Северо-Кавказского федерального университета. 2022;1(1):63-76. https://doi.org/10.37493/2307-907X.2022.1.8

For citation:


Karpunina E., Gubernatorova N., Sobolevskaya T. Effects of the COVID-19 pandemic: new patterns of consumer behavior. Newsletter of North-Caucasus Federal University. 2022;1(1):63-76. (In Russ.) https://doi.org/10.37493/2307-907X.2022.1.8

Просмотров: 311


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2307-907X (Print)