Preview

Вестник Северо-Кавказского федерального университета

Расширенный поиск

СМЫСЛЫ, ЦЕЛИ И ФУНКЦИИ СОВРЕМЕННОЙ РОССИЙСКОЙ АСПИРАНТУРЫ: ПРОБЛЕМНЫЙ АНАЛИЗ

Аннотация

В статье рассматриваются различные аспекты понимания современной модели российской аспирантуры как уровня высшего образования. Анализируются научные, нормативные, статистические материалы и данные, раскрывающие целевые и функциональные основы аспирантской подготовки в сравнении с положением аспирантуры в прежнее время. Приводятся взгляды на понимание статуса выполняемой аспирантом научно-квалификационной работы. Раскрывается противоречие относительно имеющихся трактовок ответственности вуза за защиту аспирантом диссертации. С опорой на нормативные документы показано отсутствие преференций у выпускника аспирантуры по сравнению с другими уровнями образования. Анализируются причины снижения продуктивности работы аспирантуры исходя из учета характеристик современного контингента аспирантов. Раскрываются особенности предлагаемых учеными диссертационного и образовательного (квалификационного) подходов к определению сущности, целей и функций аспирантуры.

Об авторах

Сергей Викторович Бобрышов
Ставропольский государственный педагогический институт
Россия


Наталья Ивановна Джегутанова
Ставропольский государственный педагогический институт
Россия


Список литературы

1. Бедный Б. И. Новая модель аспирантуры: PRO ET CONTRA // Высшее образование в России. 2017. № 4. С. 5-16.

2. Иванов А. Ю. Положительные и отрицательные аспекты обучения в аспирантуре // Проблемы и перспективы развития образования в России. 2015. № 34. С. 233-237.

3. Капшутарь М. А. Качество подготовки аспирантов и эффективность современной аспирантуры: проблема поиска новых показателей // Современные наукоемкие технологии. 2016. № 7-1. С. 132-136. URL: http://top-technologies.ru/ru/article/view?id=36075 (дата обращения: 13.07.2018).

4. Кармазинский А. Н. Аспирантура: проблемы и пути их решения // Современные проблемы науки и образования. Электронный научный журнал. 2012. № 6. URL: http://science-education.ru/ru/article/ view?id=7614 (дата обращения: 13.07.2018).

5. Мкртчян Е. Р. Воспроизводство научно-педагогических кадров в вузах города Волгограда. Результаты опроса аспирантов // Alma Mater (Вестник высшей школы). 2014. № 10. С. 37-43.

6. Непомнящая Л. В. Аспирантура как научно-образовательная система развития кадрового потенциала высшей школы: дис.. канд. пед. наук: 13.00.08. Краснодар, 2005. 158 с.

7. Подготовка научных кадров высшей квалификации в России. 2017: Информационно-статистический материал «Статистика науки и образования» / Е. В. Березина, К. В. Лебедев, Н. А. Плужнова, Л. В. Прохорова, А. В. Федин. М.: ФГБНУ НИИ РИНКЦЭ, 2017. 171 с.

8. Портрет современного российского аспиранта / С. К. Бекова, И. А. Груздев, З. И. Джафарова, Н. Г. Малошонок, Е. А. Терентьев. М.: НИУ ВШЭ, 2017. 60 с. (Современная аналитика образования. № 7 (15)).

9. Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих: Приказ Минздравсоцразвития РФ от 11.01.2011 № 1н. Раздел «Квалификационные характеристики должностей руководителей и специалистов высшего профессионального и дополнительного профессионального образования» [Электронный ресурс] // СПС «КонсультантПлюс».

10. Об утверждении профессионального стандарта «Педагог профессионального обучения, профессионального образования и дополнительного профессионального образования»: Приказ Минтруда России от 08.09.2015 № 608н [Электронный ресурс] // СПС «КонсультантПлюс».

11. Об утверждении профессионального стандарта «Научный работник (научная (научно-исследовательская) деятельность)»: Проект Приказа Министерства труда и социальной защиты РФ (подготовлен Минтрудом России 05.09.2017) [Электронный ресурс] // СПС «КонсультантПлюс».

12. Российская аспирантура в поисках новых возможностей развития: Информационно-аналитический бюллетень № 3 / Л. Г. Зубова, Е. В. Аржаных, О. Н. Андреева, О. А. Антропова. М., 2011. 90 с. URL: http://innoedu.ru/docs/actual/inf3_2011.pdf (дата обращения: 12.07.2018).

13. Сенашенко В. С. Проблемы организации аспирантуры на основе ФГОС третьего уровня высшего образования // Высшее образование в России. 2016. № 3. С. 33-43.

14. Серова Т. В. Комплексная оценка эффективности аспирантуры в области точных и естественных наук // Инновации в образовании. Вестник Нижегородского университета им. Н. И. Лобачевского. 2011. № 3(1). С. 19-25.

15. Шестак В. П., Шестак Н. В. Аспирантура как третий уровень высшего образования: дискурсивное поле // Высшее образование в России. 2015. № 12. С. 22-34.

16. Юрмашева О. А. Понятие «научно-педагогические кадры»: системно-структурный анализ // Педагогическое образование и наука. № 8. 2009. C. 47-50. URL: http://library.ua/m/articles/view/Понятие-на-учно-педагогические-кадры-системно-структурный-анализ (дата обращения: 12.07.2018).


Рецензия

Для цитирования:


Бобрышов С.В., Джегутанова Н.И. СМЫСЛЫ, ЦЕЛИ И ФУНКЦИИ СОВРЕМЕННОЙ РОССИЙСКОЙ АСПИРАНТУРЫ: ПРОБЛЕМНЫЙ АНАЛИЗ. Вестник Северо-Кавказского федерального университета. 2018;(5):150-159.

For citation:


Bobryshov S., Dzhegutanova N. THE MEANINGS, PURPOSE AND FUNCTION OF THE CONTEMPORARY RUSSIAN GRADUATE SCHOOL: PROBLEM ANALYSIS. Newsletter of North-Caucasus Federal University. 2018;(5):150-159. (In Russ.)

Просмотров: 62


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2307-907X (Print)