Preview

Newsletter of North-Caucasus Federal University

Advanced search

QUESTIONS OF UPBRINGING IN THE METHODOLOGICAL TRAINING OF FUTURE TEACHERS OF BIOLOGY AND ECOLOGY

https://doi.org/10.37493/2307-907X.2021.2.20

Abstract

The process of teaching biology and ecology is inextricably linked with the process of upbringing. The principle of upbringing learning is the basis for teaching any academic subject, including biology and ecology. Future subject teachers should be ready to implement the upbringing function through the taught subject. Methods of teaching biology and ecology are the key disciplines in the professional training of future teachers of these profiles. This article describes the structure of the upbringing process, expressed in the relationship of its main elements (purpose, content, methods and means, result); reveals the issues of patriotic, moral, aesthetic, environmental education, sexual,, as well as the formation of a holistic worldview among pupils and the value of a healthy lifestyle. These elements of upbringing are studied by biology students in classes on the methodology of teaching biology and the methodology of teaching ecology at a pedagogical university.

About the Authors

N. Bobrova
Samara State University of Social Sciences and Education
Russian Federation


A. Semenov
Samara State University of Social Sciences and Education
Russian Federation


References

1. Верзилин, Н. М. Общая методика преподавания биологии : учебник для студентов биол. фак. пед. ин-тов / Н. М. Верзилин, В. М. Корсунская. - 3-е изд. - Москва : Просвещение, 1976. - 384 с. - Текст : непосредственный.

2. Семенов, А. А. Вопросы теории и методики обучения биологии : учебное пособие для студентов-заочников / А. А. Семенов, Н. Г. Боброва, Л. М. Глазкова. - Самара : Изд-во СГПУ, 2003. - 175 с. -Текст : непосредственный.

3. Семенов, А. А. Модель методики воспитания учащихся в процессе обучения биологии и экологии / А. А. Семенов // Вестник Северо-Кавказского федерального университета. - 2019. - № 4 (73). -С. 164-175. - Текст : непосредственный.

4. Азизова, И. Ю. Формирование ценностных ориентаций у учащихся при обучении биологии в курсе «Человек и его здоровье» : автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук : 13.00.02 / Азизова Ирина Юнусовна. - Санкт-Петербург, 2002. - 21 с. - Текст : непосредственный.

5. Андреева, Н. Д. Формирование научного мировоззрения в процессе естественнонаучного образования школьников: методология исследований, состояние проблемы в теории и практике : коллективная монография / Н. Д. Андреева, Т. Б. Алексеева, Л. А. Ларченкова и др. ; науч. ред. Н. Д. Андреева. -Санкт-Петербург : Свое издательство, 2013. - 182 с. - Текст : непосредственный.

6. Богданов, Н. А. Формирование наркологических знаний и антинаркотических убеждений у школьников в процессе изучения раздела «Человек и его здоровье» : автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук : 13.00.02 / Богданов Николай Александрович. -Москва, 2003. - 18 с. - Текст : непосредственный.

7. Захлебный, А. Н. Школа и проблемы охраны природы: содержание природоохранного образования / А. Н. Захлебный. - Москва : Педагогика, 1981. - 184 с. - Текст : непосредственный.

8. Зверев, И. Д. Общая методика преподавания биологии : пособие для учителя / И. Д. Зверев, А. Н. Мягкова. - Москва : Просвещение, 1985. - 191 с. - Текст : непосредственный.

9. Малиновская, Н. В. Профессиональная ориентация при обучении биологии в старших (9, 10, 11) классах : автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук : 13.00.02 / Малиновская Наталия Владимировна. - Санкт-Петербург, 1999. - 18 с. - Текст : непосредственный.

10. Носова, Е. В. Формирование у учащихся основ здорового образа жизни при обучении биологии в 8-9 классах : автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук : 13.00.02 / Носова Елена Владимировна. - Москва, 2013. - 23 с. - Текст : непосредственный.

11. Пономарева, И. Н. Экологическое образование в российской школе: история, теория, методика : учебное пособие / И. Н. Пономарева, В. П. Соломин ; под ред. В. П. Соломина. - Санкт-Петербург : Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2005. - 415 с. - Текст : непосредственный.

12. Растворцева, И. А. Воспитание культуры здоровья подростков в процессе изучения биологии : автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук : 13.00.01 / Растворцева Ирина Анатольевна. - Майкоп, 2006. - 23 с. - Текст : непосредственный.

13. Воспитание учащихся в процессе обучения биологии и экологии : монография / под ред. А. А. Семенова ; Самарский государственный социально-педагогический университет. - Самара : СГСПУ, 2019. - 252 с. - Текст : непосредственный.

14. Семчук, Н. М. Теоретические и методические основы воспитания в биологическом образовании школьников : автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора педагогических наук : 13.00.02 / Семчук Надежда Михайловна. - Санкт-Петербург, 2003. - 46 с. - Текст : непосредственный.

15. Суравегина, И. Т. Теория и практика формирования ответственного отношения школьников к природе в процессе обучения биологии : автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора педагогических наук : 13.00.02 / Суравегина Ирина Трофимовна. - Москва, 1986. - 36 с. - Текст : непосредственный.

16. Теплов, Д. Л. Экологическое воспитание школьников в процессе дополнительного образования : автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора педагогических наук: 13.00.02 / Теплов Дмитрий Львович. - Москва, 2005. - 41 с. - Текст : непосредственный.

17. Тюмасева, З. И. Культура любви к природе, экология и здоровье человека / З. И. Тюмасева, Б. Ф. Кваша. - Челябинск : ЧГПУ, 2003. - 264 с. - Текст : непосредственный.

18. Якунчев, М. А. Теория и практика регионализации экологического образования в средней общеобразовательной школе : автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора педагогических наук : 13.00.01 / Якунчев Михаил Александрович. - Саранск, 2002. - 41 с. - Текст : непосредственный.

19. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Основная школа / сост. Е. С. Савинов ; Институт стратегических исследований в образовании РАО. - Москва : Просвещение, 2011. - 342 с. - (Стандарты второго поколения). - Текст : непосредственный.

20. Суматохин, С. В. Естественнонаучная грамотность как цель развития школьного биологического образования / С. В. Суматохин // Биология в школе. - 2019. - № 1. - С. 15-23. - Текст : непосредственный

21. Семенов, А. А. Исследовательская деятельность по биологии и экологии как средство формирования научного мировоззрения учащихся: научный обзор / А. А. Семенов, А. С. Яицкий // Современная наука: актуальные проблемы теории и практики. Серия : Гуманитарные науки. - 2019. - № 10. -С. 93-97. - Текст : непосредственный.

22. Семенов, А. А. Формирование ценностей научного познания посредством учебно-исследовательской деятельности учащихся (на примере биологии и экологии) / А. А. Семенов, А. С. Яицкий // Современная наука: актуальные проблемы теории и практики. Серия : Гуманитарные науки. - 2020. -№ 12/3. - С. 49-54. - Текст : непосредственный.

23. Семенов, А. А. Методические аспекты эстетического воспитания учащихся в обучении биологии и экологии / А. А. Семенов // Азимут научных исследований: педагогика и психология. - 2019. -Т. 8. - № 3(28). - С. 247-250. - Текст : непосредственный

24. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования / Министерство образования и науки Российской Федерации. - 2-е изд. - Москва : Просвещение, 2013. -48 с. - Текст : непосредственный.


Review

For citations:


Bobrova N., Semenov A. QUESTIONS OF UPBRINGING IN THE METHODOLOGICAL TRAINING OF FUTURE TEACHERS OF BIOLOGY AND ECOLOGY. Newsletter of North-Caucasus Federal University. 2021;(2):147-157. (In Russ.) https://doi.org/10.37493/2307-907X.2021.2.20

Views: 191


Creative Commons License
This work is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2307-907X (Print)