Preview

Вестник Северо-Кавказского федерального университета

Расширенный поиск

ВОПРОСЫ ВОСПИТАНИЯ В МЕТОДИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКЕ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ БИОЛОГИИ И ЭКОЛОГИИ

https://doi.org/10.37493/2307-907X.2021.2.20

Аннотация

Процесс обучения биологии и экологии неразрывно связан с процессом воспитания. Принцип воспитывающего обучения - основа преподавания любого учебного предмета, в том числе биологии и экологии. Будущие учителя-предметники должны быть готовы к реализации воспитательной функции посредством преподаваемого предмета. Методики обучения биологии и экологии являются ключевыми дисциплинами в профессиональной подготовке будущих учителей данных профилей. В настоящей статье приведена структура воспитательного процесса - взаимосвязь основных его элементов (цель, содержание, методы и средства, результат); раскрыты вопросы патриотического, нравственного, эстетического, экологического, природоохранного, полового воспитания, а также формирования целостного мировоззрения у учащихся и ценности здорового образа жизни. Данные элементы воспитания изучаются студентами-биологами на занятиях по методике обучения биологии и методике обучения экологии в педагогическом вузе.

Об авторах

Н. Г. Боброва
Самарский государственный социально-педагогический университет
Россия


А. А. Семенов
Самарский государственный социально-педагогический университет
Россия


Список литературы

1. Верзилин, Н. М. Общая методика преподавания биологии : учебник для студентов биол. фак. пед. ин-тов / Н. М. Верзилин, В. М. Корсунская. - 3-е изд. - Москва : Просвещение, 1976. - 384 с. - Текст : непосредственный.

2. Семенов, А. А. Вопросы теории и методики обучения биологии : учебное пособие для студентов-заочников / А. А. Семенов, Н. Г. Боброва, Л. М. Глазкова. - Самара : Изд-во СГПУ, 2003. - 175 с. -Текст : непосредственный.

3. Семенов, А. А. Модель методики воспитания учащихся в процессе обучения биологии и экологии / А. А. Семенов // Вестник Северо-Кавказского федерального университета. - 2019. - № 4 (73). -С. 164-175. - Текст : непосредственный.

4. Азизова, И. Ю. Формирование ценностных ориентаций у учащихся при обучении биологии в курсе «Человек и его здоровье» : автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук : 13.00.02 / Азизова Ирина Юнусовна. - Санкт-Петербург, 2002. - 21 с. - Текст : непосредственный.

5. Андреева, Н. Д. Формирование научного мировоззрения в процессе естественнонаучного образования школьников: методология исследований, состояние проблемы в теории и практике : коллективная монография / Н. Д. Андреева, Т. Б. Алексеева, Л. А. Ларченкова и др. ; науч. ред. Н. Д. Андреева. -Санкт-Петербург : Свое издательство, 2013. - 182 с. - Текст : непосредственный.

6. Богданов, Н. А. Формирование наркологических знаний и антинаркотических убеждений у школьников в процессе изучения раздела «Человек и его здоровье» : автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук : 13.00.02 / Богданов Николай Александрович. -Москва, 2003. - 18 с. - Текст : непосредственный.

7. Захлебный, А. Н. Школа и проблемы охраны природы: содержание природоохранного образования / А. Н. Захлебный. - Москва : Педагогика, 1981. - 184 с. - Текст : непосредственный.

8. Зверев, И. Д. Общая методика преподавания биологии : пособие для учителя / И. Д. Зверев, А. Н. Мягкова. - Москва : Просвещение, 1985. - 191 с. - Текст : непосредственный.

9. Малиновская, Н. В. Профессиональная ориентация при обучении биологии в старших (9, 10, 11) классах : автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук : 13.00.02 / Малиновская Наталия Владимировна. - Санкт-Петербург, 1999. - 18 с. - Текст : непосредственный.

10. Носова, Е. В. Формирование у учащихся основ здорового образа жизни при обучении биологии в 8-9 классах : автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук : 13.00.02 / Носова Елена Владимировна. - Москва, 2013. - 23 с. - Текст : непосредственный.

11. Пономарева, И. Н. Экологическое образование в российской школе: история, теория, методика : учебное пособие / И. Н. Пономарева, В. П. Соломин ; под ред. В. П. Соломина. - Санкт-Петербург : Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2005. - 415 с. - Текст : непосредственный.

12. Растворцева, И. А. Воспитание культуры здоровья подростков в процессе изучения биологии : автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук : 13.00.01 / Растворцева Ирина Анатольевна. - Майкоп, 2006. - 23 с. - Текст : непосредственный.

13. Воспитание учащихся в процессе обучения биологии и экологии : монография / под ред. А. А. Семенова ; Самарский государственный социально-педагогический университет. - Самара : СГСПУ, 2019. - 252 с. - Текст : непосредственный.

14. Семчук, Н. М. Теоретические и методические основы воспитания в биологическом образовании школьников : автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора педагогических наук : 13.00.02 / Семчук Надежда Михайловна. - Санкт-Петербург, 2003. - 46 с. - Текст : непосредственный.

15. Суравегина, И. Т. Теория и практика формирования ответственного отношения школьников к природе в процессе обучения биологии : автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора педагогических наук : 13.00.02 / Суравегина Ирина Трофимовна. - Москва, 1986. - 36 с. - Текст : непосредственный.

16. Теплов, Д. Л. Экологическое воспитание школьников в процессе дополнительного образования : автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора педагогических наук: 13.00.02 / Теплов Дмитрий Львович. - Москва, 2005. - 41 с. - Текст : непосредственный.

17. Тюмасева, З. И. Культура любви к природе, экология и здоровье человека / З. И. Тюмасева, Б. Ф. Кваша. - Челябинск : ЧГПУ, 2003. - 264 с. - Текст : непосредственный.

18. Якунчев, М. А. Теория и практика регионализации экологического образования в средней общеобразовательной школе : автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора педагогических наук : 13.00.01 / Якунчев Михаил Александрович. - Саранск, 2002. - 41 с. - Текст : непосредственный.

19. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Основная школа / сост. Е. С. Савинов ; Институт стратегических исследований в образовании РАО. - Москва : Просвещение, 2011. - 342 с. - (Стандарты второго поколения). - Текст : непосредственный.

20. Суматохин, С. В. Естественнонаучная грамотность как цель развития школьного биологического образования / С. В. Суматохин // Биология в школе. - 2019. - № 1. - С. 15-23. - Текст : непосредственный

21. Семенов, А. А. Исследовательская деятельность по биологии и экологии как средство формирования научного мировоззрения учащихся: научный обзор / А. А. Семенов, А. С. Яицкий // Современная наука: актуальные проблемы теории и практики. Серия : Гуманитарные науки. - 2019. - № 10. -С. 93-97. - Текст : непосредственный.

22. Семенов, А. А. Формирование ценностей научного познания посредством учебно-исследовательской деятельности учащихся (на примере биологии и экологии) / А. А. Семенов, А. С. Яицкий // Современная наука: актуальные проблемы теории и практики. Серия : Гуманитарные науки. - 2020. -№ 12/3. - С. 49-54. - Текст : непосредственный.

23. Семенов, А. А. Методические аспекты эстетического воспитания учащихся в обучении биологии и экологии / А. А. Семенов // Азимут научных исследований: педагогика и психология. - 2019. -Т. 8. - № 3(28). - С. 247-250. - Текст : непосредственный

24. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования / Министерство образования и науки Российской Федерации. - 2-е изд. - Москва : Просвещение, 2013. -48 с. - Текст : непосредственный.


Рецензия

Для цитирования:


Боброва Н.Г., Семенов А.А. ВОПРОСЫ ВОСПИТАНИЯ В МЕТОДИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКЕ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ БИОЛОГИИ И ЭКОЛОГИИ. Вестник Северо-Кавказского федерального университета. 2021;(2):147-157. https://doi.org/10.37493/2307-907X.2021.2.20

For citation:


Bobrova N., Semenov A. QUESTIONS OF UPBRINGING IN THE METHODOLOGICAL TRAINING OF FUTURE TEACHERS OF BIOLOGY AND ECOLOGY. Newsletter of North-Caucasus Federal University. 2021;(2):147-157. (In Russ.) https://doi.org/10.37493/2307-907X.2021.2.20

Просмотров: 187


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2307-907X (Print)