Preview

Вестник Северо-Кавказского федерального университета

Расширенный поиск

РЕФЛЕКСИВНОЕ СТАНОВЛЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ САМОИДЕНТИЧНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ

Аннотация

В статье раскрыто содержание понятий «самоидентичность», «профессиональная самоидентичность», «рефлексивное становление профессиональной самоидентичности школьников». Представлено исследование уровня самооценки школьников как один из показателей рефлексивного компонента становления профессиональной самоидентичности школьников. Как активный метод работы по формированию адекватной самооценки обучающихся представлен тренинг самопознания. Сделан вывод о том, что рефлексия является важной составной частью, итоговым компонентом в оценке эффективности становления профессиональной самоидентичности школьников.

Об авторах

Л. В. Махлеева
Белгородский государственный национальный исследовательский университет
Россия


В. Н. Кормакова
Белгородский государственный национальный исследовательский университет
Россия


М. А. Лапина
Северо-Кавказский федеральный университет
Россия


Список литературы

1. Брагина, В. Д. Влияние представлений о выбранной профессии на профессиональное самоопределение учащейся молодежи / В. Д. Брагина. - Москва, 1976. -241 с. - Текст : непосредственный.

2. Грецов, А. Г. Выбираем профессию. Советы практического психолога / А. Г. Грецов. - Санкт-Петербург : Питер, 2006. - 224 с. - Текст : непосредственный.

3. Ермолаева, Е. П. Профессиональная идентичность как комплексная характеристика соответствия субъекта и деятельности / Е. П. Ермолаева // Психологическое обозрение. - 1998. - № 2. - С. 35-45. -Текст : непосредственный.

4. Зеер, Э. Ф. Психология профессионального развития: учеб пособие для студентов высш. учеб. заведений. - 2-е изд., стер. - Москва : Академия, 2007. - 240 с. - Текст : непосредственный.

5. Иванова, H. Л. Социальная идентичность и профессиональный опыт личности : монография. / H. Л. Иванова, Е. В. Конева. - Ярославль, 2003. - 132 с. - Текст : непосредственный.

6. Климов, Е. А. Психология профессионального самоопределения : учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений. - 3-е изд., стер. - Москва : Академия, 2007. - 304 с. -Текст : непосредственный.

7. Кормакова, В. Н. Проектирование жизненных стратегий как фактор профессионально-личностного становления учащейся молодежи / В. Н. Кормакова // Образование и общество. - 2018. - № 5(112). -С. 99-103. - Текст : непосредственный.

8. Маркова, А. К. Психология профессионализма. - Москва : Международный гуманитарный фонд «Знание», 1996. - 312 с. - Текст : непосредственный.

9. Махлеева, Л. В. Самоорганизация учебной деятельности школьников / В. Н. Кормакова, Л. В. Махлеева // Профессиональное образование. Столица. - 2017. - № 6. - С. 13-16. - Текст : непосредственный.

10. Мозговой, С. Г. Тренинг как эффективный метод обучения студентов / С. Г. Мозговой и др. // Концепт. - 2011. - Т. 12. - № 4. - С. 31-33. - Текст : непосредственный.

11. Ефремова, Т. Ф. Новый толково-словообразовательный словарь русского языка / Т. Ф. Ефремова. -URL: https://www.efremova.info/word/stanovlenie.html. - Текст : электронный.

12. Пряжников, Н. С. Психологический смысл труда / Н. С. Пряжников. - Москва : Изд-во Института практической психологии ; Воронеж : НПО «МОДЭК», 1997. - 352 с. - Текст : непосредственный.

13. Психологический словарь / под ред. В. П. Зинченко, Б. Г. Мещерякова. - 2-е изд., перераб. и доп. -Москва : Педагогика-Пресс, 1999. - 440 с. - Текст : непосредственный.

14. Тейяр де Шарден, П. Феномен человека : сборник очерков и эссе ; пер. с фр. / П. Тейяр де Шарден ; сост. и предисл. В. Ю. Кузнецов. - Москва : ООО «Издательство АСТ», 2002. - 533 с. (Philosophy). -Текст : непосредственный.

15. Ушаков, Д. Н. Толковый словарь русского языка / Д. Н. Ушаков. - Москва : Издательство «Дом Славянской книги», 2008. - С. 496. - Текст : непосредственный.

16. Ожегов С. И. Толковый словарь русского языка / С. И. Ожегов, Н. Ю. Шведова. - Москва : Издательство «Азъ», 1992. - С. 156. - Текст : непосредственный.

17. Чеснокова, Т. Д. Изучение уровня притязаний и самооценки детей старшего подросткового возраста сельской школы / Т. Д. Чеснокова, Е. А. Щеулова // Современные научные исследования и инновации. - 2016. - № 8. - С. 38-42. - Текст : непосредственный.

18. Шибутани, Т. Структура самосознания - «Я-Концепция» / Т. Шибутани // Психология самосознания : хрестоматия. - Самара, 2000. - С. 245-269. - Текст : непосредственный.

19. Шнейдер, Л. Б. Профессиональная идентичность: теория, эксперимент, тренинг : учебное пособие. / Л. Б. Шнейдер. - Москва : Изд-во Московского психолого-социального института ; Воронеж: Изд-во НПО МОДЕК, 2004. - 600 с. - Текст : непосредственный.

20. Эриксон, Э. Г. Идентичность: юность и кризис : пер. с англ. / Э. Г. Эриксон ; общ. ред. и предисл. А. В. Толстых. - Москва : Прогресс, 1996. - 344 с. - Текст : непосредственный.

21. Ядов, В. А. Социальные и социально-психологические механизмы формирования социальной идентичности личности / В. А. Ядов // Мир России. - 1995. - № 3-4. - С. 56-67. - Текст : непосредственный.

22. Marsia, J. E. Identity in adolescence // Adelson J. (ed.) Handbook of adolescent psychology. - N.Y. : John Wiley, 1980. - P. 213-231.

23. Tajfel, H. Social identity and intergroup behavior / H. Tajfel // Soc. Science Inform. - 1974. - N 13 (2). - Рр. 65-93.

24. Waterman, A. S. Identity development from adolescence to adulthood: An extension of theory and a review of research / A. S. Waterman // Devel. Psychol. - 1982. - V. 18. - N 3. - Рр. 341-358.


Рецензия

Для цитирования:


Махлеева Л.В., Кормакова В.Н., Лапина М.А. РЕФЛЕКСИВНОЕ СТАНОВЛЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ САМОИДЕНТИЧНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ. Вестник Северо-Кавказского федерального университета. 2020;(4):145-153.

For citation:


Mahleeva L., Kormakova V., Lapina M. REFLEXIVE FORMATION OF PROFESSIONAL SELF-IDENTITY OF SCHOOLCHILDREN. Newsletter of North-Caucasus Federal University. 2020;(4):145-153. (In Russ.)

Просмотров: 97


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2307-907X (Print)