Актуальные вопросы подготовки педагогических кадров
https://doi.org/10.37493/2307-907X.2025.5.24
Аннотация
Введение. Система отечественного образования сегодня находится на новом этапе своего развития. Вопрос профессиональной подготовки педагогических кадров остается одним из животрепещущих вопросов современной системы образования. Статья посвящена актуальной проблеме совершенствования образовательного процесса педагогических вузов с целью повышения качества подготовки педагогических кадров.
Цель. Выявление ключевых проблем и перспектив совершенствования системы подготовки педагогических кадров, обеспечивающих повышение качества педагогического образования и улучшение уровня профессионализма работников сферы образования.
Материалы и методы. Методологическую основу исследования составили труды отечественных ученых, представляющие различные подходы в педагогике. Исследование построено на анализе теоретических подходов к процессу подготовки педагогических кадров.
Результаты и обсуждение. В работе рассмотрены различные теоретические подходы к процессу подготовки педагогических кадров. Проанализированы современные практические подходы формирования профессиональных компетенций педагогов: интегративная модель профессиональной подготовки обучающихся в дуальной системе подготовки педагогических кадров (Д. А. Коршуновым); новая модель организации производственной практики, реализуемая в Тульском государственном педагогическом университете имени Л. Н. Толстого (С. В. Краюшкина). Эмпирическим материалом выступили результаты опроса молодых педагогов Воронежской, Липецкой и Ростовской областей, проработавших в системе образования от 1 года до 3 лет. Практическая значимость статьи состоит в использовании полученных результатов в системе высшего педагогического образования с целью обеспечения качественной профессиональной подготовки выпускников.
Заключение. По итогам проведенного исследования автором сделаны выводы о том, что необходимо при организации процесса формирования профессиональных качеств педагога учитывать сформировавшиеся теоретические подходы, в том числе педагогическое наследие великих русских педагогов (К. Д. Ушинский, А. С. Макаренко, В. А. Сухомлинский и др.); ориентироваться на смещение подготовки педагогических кадров в сторону практико-ориентированного обучения и переструктурировать процесс практической подготовки в сторону увеличения производственной практики, организованной в форме стажировки с закреплением за ними педагогов-наставников.
Об авторе
Н. Ю. ТараненкоРоссия
Наталья Юрьевна Тараненко – кандидат философских наук, доцент, доцент кафедры психологии; начальник УМО ВО филиала РГУПС в г. Воронеж
д. 119А, пр-т Ленинский, Воронеж, 394033;
д. 75а, ул. Урицкого, Воронеж, 394026
Список литературы
1. Кобзева Л. Н. Психолого-педагогические факторы становления профессионально важных качеств будущих педагогов в современном образовательном пространстве // Современные проблемы науки и образования.2022. № 5. URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=32054. https://doi.org/10.17513/spno.32054
2. Короткова М. В., Коршунов Д. А. Разработка интегративной модели профессиональной подготовки обучающихся в дуальной системе подготовки педагогических кадров // Глобальный научный потенциал. 2021. № 11(128). С. 108–118.
3. Краюшкина С. В. Актуализация программ подготовки педагогических кадров: задачи и возможные пути решения // Сборник материалов IV Всероссийского форума по вопросам развития педагогического образования. М., 2025. С. 68–70.
4. Милькевич О. А., Гилева А. В., Ватина Е. В. Подготовка педагогических кадров в контексте трансформации ценности семьи и детства // Перспективы науки и образования. 2023. № 2(62). С. 125–140. https://doi.org/10.32744/pse.2023.2.7
5. Оу Ж., Осипова О. П. Наследство и трансформация образования: историческое наследие российского образования и практика образования в ХХI веке // Казачество. 2024. № 77(4). С. 51–57.
6. Скударёва Г. Н. Профессиональный вектор педагогической мотивации: от педкласса к педагогу в классе // Высшая школа педагогики для образования будущего. Орехово-Зуево, 2019. С. 41–46.
7. Тараненко Н. Ю., Сашнева О. А. Образовательные партнерства в построении качественного педагогического образования // Вестник Северо-Кавказского федерального университета. 2023 № 1(94). С. 108–117.
8. Трансформация профессионального образования в контексте вызовов XXI века: коллективная монография / В. В. Сериков, А. С. Фетисов, Э. П. Комарова, К. М. Гайдар. Воронеж: Научная книга, 2023. ISBN 978-5-4446-1789-2.
9. Министерство образования Камчатского края. URL. https://kamgov.ru/minobraz/news/strategia-razvitia-obrazovaniado-2036-goda-stala-glavnoj-temoj-na-vserossijskom-pedagogiceskom-sezde-v-moskve-84404
10. https://trudvsem.ru/9 – Официальный сайт «Работа в России»
Рецензия
Для цитирования:
Тараненко Н.Ю. Актуальные вопросы подготовки педагогических кадров. Вестник Северо-Кавказского федерального университета. 2025;(5):210-215. https://doi.org/10.37493/2307-907X.2025.5.24
For citation:
Taranenko N.Yu. Current issues of teacher training. Newsletter of North-Caucasus Federal University. 2025;(5):210-215. (In Russ.) https://doi.org/10.37493/2307-907X.2025.5.24























