Классификация педагогических ситуаций в практической подготовке будущих педагогов дошкольного образования
https://doi.org/10.37493/2307-907X.2025.5.17
Аннотация
Введение. Социальный заказ на повышение статуса и профессионализма педагогов актуализировал проблему значительного усиления практической подготовки, направленной на выполнение студентом определенных видов работ, связанных с решением профессиональных задач. В этих условиях перед педагогическим вузом ставятся задачи активизации практической подготовки будущих педагогов, способных внедрять проблемно ориентированное обучение в учебный процесс. В этом плане целесообразно рассмотреть возможности педагогических ситуаций, потенциал которых в настоящее время используется не в полной мере.
Цель. Представить классификацию педагогических ситуаций студентов в практической подготовке и содержание их решения в условиях реализации федеральной образовательной программы дошкольного образования (ФОП ДО).
Материалы и методы. Методологической базой исследования являлись морфологический и квалиметрический подходы, с позиций которых практическая подготовка студентов рассматривается как гибкая система, учитывающая постановку профессиональных задач для процесса сопровождения ребенка в общении в разных видах деятельности со стороны педагогов и родителей – для получения стратегии решения в условиях реализации ФОП ДО. В исследовании использовался квалиметрический подход, предусматривающий педагогическую экспертизу с применением метода групповых экспертных оценок.
Результаты и обсуждение. Научная новизна исследования заключается в определении типов педагогических ситуаций с помощью метода групповых экспертных оценок. В качестве результата представленный в данной работе морфологический анализ (Ф. Цвикки) позволяет не только определить алгоритм анализа и решения типов педагогических ситуаций, но и задает параметры решений профессиональных задач будущего педагога. При этом педагогические ситуации обеспечивают развитие навыков самостоятельной работы, получение качественных профессиональных знаний, умений, навыков и творческого решения конкретных проблем, что помогает осмыслению условий реализации федеральной образовательной программы дошкольного образования, в которых будущему педагогу предстоит осуществлять профессионально-педагогическую деятельность.
Заключение. Материалы исследования могут использоваться администрацией, преподавателями вузов при организации практической подготовки для эффективного взаимодействия в условиях современной рыночной экономики и подготовки будущих квалифицированных специалистов в условиях реализации федеральной образовательной программы дошкольного образования.
Об авторе
В. Б. ДанковаРоссия
Вероника Борисовна Данкова – кандидат педагогических наук, доцент кафедры дошкольного образования Института психологии и образования
Scopus Author ID: 57212019695, Researcher ID: H-2572-2019.
д. 18, ул. Кремлевская, Казань, 420111
Список литературы
1. Абсалямова А. Г. Решение педагогической ситуации на основе личностно ориентированного взаимодействия ребенка и воспитателя: сборник материалов ежегодной Международной научно-практической конференции // Воспитание и обучение детей младшего возраста. 2016. № 5. С. 362–364.
2. Анисимова Л. С. Система педагогических задач в организации научно-методических семинаров для учителей начальной школы // Совершенствование качества профессиональной подготовки будущего учителя начальных классов в области естественно-математического образования. Ярославль, 2019. С. 14–21.
3. Бережнова Е. В. Решение проблемных задач как восхождение к вершинам педагогического мастерства // Непрерывное образование в Высшей школе педагогики / под ред. Г. Н. Скударевой. Орехово-Зуево: ГГТУ, 2020. С. 89–99.
4. Бордовская Н. В., Реан А. А. Педагогика: учеб. пособие. СПб.: Питер, 2018. 304 с.
5. Борытко Н. М. Антропологическое понимание педагогической ситуации в структуре образовательного процесса // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. 2015. № 2(97). С. 11–15.
6. Веретенникова В. Б., Шихова О. Ф., Шихов Ю. А. Педагогическая экспертиза структуры и содержания профессиональных компетенций будущих педагогов системы дошкольного образования // Образование и саморазвитие. 2020. Т. 15. № 4. С. 80–98.
7. Ветохин С. С. Повышение эффективности проблемного подхода в обучении с применением морфологического анализа //Высшее техническое образование. 2016. № 8(190). С. 40–43.
8. Загвязинский В. И. Вузовская лекция в структуре современного учебного процесса // Образование и наука. 2014. № 2(111). С. 34‒46.
9. Кашапов М. М. Теория и практика решения педагогической ситуации. Ярославль: Изд-во ЯрГУ, 1997. 100 с.
10. Лашкова Л. Л. Обучение эффективной коммуникации педагогов дошкольного образования // Известия Уральского государственного университета. Сер. 1. Проблемы образования, науки и культуры. 2008. № 60(24). С. 191–195.
11. Лисина М. И. Общение, личность и психика ребенка. М.; Воронеж, 1997. С. 291–300.
12. Осадченко И. И. Ключевые понятия технологии ситуационного обучения в подготовке будущих учителей // Научен вектор на Балканите. 2019. Т. 3. № 1(3). С. 46–49.
13. Сластенин В. А., Исаев И. Ф., Шиянов Е. Н. Педагогика: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / под ред. В. А. Сластенина. М.: Академия, 2002. 576 с.
14. Об утверждении федеральной образовательной программы дошкольного образования: приказ Министерства просвещения РФ от 30.09.2022 № 874. URL: https://files.oprf.ru/storage/image_store/docs2022/programma15122022.pdf (дата обращения: 05.06.2025).
15. О практической подготовке обучающихся: Приказ Министерства науки и высшего образования Российской Федерации, Министерства просвещения Российской Федерации от 05.08.2020 № 885/390 (Зарегистрирован 11.09.2020 № 59778) // Официальный интернет–портал правовой информации: Москва, 2005–2021. URL: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202009110053 (дата обращения: 23.06.2025).
16. Games M. P., Rodriguez G. M., Marcos M. J. Prácticum en el Grado de Maestro/a de Educación Infantil: análisis de diarios docentes // Revista Complutense de Educación. 2022. No. 33(1). P. 131–140.
17. Bond, L., Smith, T., Baker, W.K. & Hattie, J.A. (2000). The Certification System of the National Board for Professional Teaching Standards: A Construct and Consequential Validity Study. Center for Educational Research and Evaluation, University of North Carolina at Greensboro
18. Marcos J. M., Sanchez E., Tillema H.H. Promoting teacher reflection: What is said to be done. Journal of Education for Teaching. 2011. No. 37(1). P. 21–36.
19. Pilvar A., Leijen Ä. Differences in thinking between experienced and novice teachers when solving problematic pedagogical situations // Procedia-Social and Behavioral Sciences. 2015. Т. 191. С. 853–858.
Рецензия
Для цитирования:
Данкова В.Б. Классификация педагогических ситуаций в практической подготовке будущих педагогов дошкольного образования. Вестник Северо-Кавказского федерального университета. 2025;(5):141-151. https://doi.org/10.37493/2307-907X.2025.5.17
For citation:
Dankova V.B. Classification of pedagogical situations in practical training of preschool teachers to-be. Newsletter of North-Caucasus Federal University. 2025;(5):141-151. (In Russ.) https://doi.org/10.37493/2307-907X.2025.5.17























