Формирование системы продвижения молодежного предпринимательства в регионе в условиях использования искусственного интеллекта
https://doi.org/10.37493/2307-907X.2025.5.3
Аннотация
Введение. В настоящее время молодежное предпринимательство считается ключевым драйвером экономического роста и инновационного развития регионов, а цифровая трансформация, в частности технологические инструменты искусственного интеллекта (ИИ), раскрывают новые перспективы для создания действенной экосистемы молодежного бизнеса.
Цель. Интегрировать предпосылки формирования системы продвижения молодежного бизнеса в регионе, которые включают маркетинговые инструменты и технологии искусственного интеллекта, для преодоления ключевых барьеров и максимизации предпринимательской активности в молодежной среде.
Материалы и методы. В основе исследования лежит системный анализ российского и зарубежного опыта популяризации молодежного предпринимательства, маркетинговый анализ микросреды, включая сегментацию целевой аудитории и SWOT-анализ Ставропольского края, а также проектирование регионального кластера. Методологическую основу составили общенаучные методы анализа, синтеза, а также анкетирование для оценки предпринимательской активности молодежи.
Результаты и обсуждение. В ходе исследования выявлены ключевые барьеры молодежного предпринимательства, а именно недостаток опыта и финансовых ресурсов, высокий уровень страха неудачи, а также определены 5 ключевых сегментов целевой аудитории с уникальными потребностями: школьники, студенты, выпускники, активные молодые участники рынка труда и безработные молодые люди. На основе анализа целевой аудитории была разработана комплексная маркетинговая стратегия, в ядро которой предложено интегрировать технологии ИИ: AI-чат для консультаций, систему предиктивной аналитики для оценки жизнеспособности бизнес-идей, платформу для персонализированного обучения и интеллектуальные системы подбора мер поддержки. Итогом проведенного исследования стало проектирование модели регионального молодежного предпринимательского кластера, в рамках которого ИИ выступает центральным элементом, обеспечивающим синергию между участниками экосистемы.
Заключение. Проведенное исследование доказывает, что использование технологий ИИ позволяет перейти от общих программ поддержки к персонализированным, что позволит значительно повысить эффективность системы продвижения молодежного предпринимательства в регионе. Внедрение предложенной модели в Ставропольском крае будет способствовать снижению барьеров для развития предпринимательства в молодежной среде, а также увеличению числа успешных стартапов и укреплению региональной экономики.
Об авторах
О. А. БорисРоссия
Ольга Александровна Борис – доктор экономических наук, профессор кафедры менеджмента института экономики и управления
Scopus ID: 56512228200
ResearcherID: S-7217-2016
д. 1, ул. Пушкина, Ставрополь, 355017
Э. К. Казаченко
Россия
Эллина Константиновна Казаченко – студент магистратуры, кафедра менеджмента института экономики и управления
ResearcherID: rid109431
д. 1, ул. Пушкина, Ставрополь, 355017
Р. Э. Амбарцумова
Россия
Римма Эдуардовна Амбарцумова – студент магистратуры, кафедра менеджмента института экономики и управления
д. 1, ул. Пушкина, Ставрополь, 355017
А. Н. Небесский
Россия
Алексей Николаевич Небесский – ассистент, кафедра менеджмента института экономики и управления
д. 1, ул. Пушкина, Ставрополь, 355017
Список литературы
1. Федеральная служба государственной статистики. Официальная статистика / Национальные счета / Малое и среднее предпринимательство в ВВП и ВРП. URL: https://rosstat.gov.ru/statistics/accounts (дата обращения: 05.06.2025).
2. Информационный портал газеты Известия. Число занятых в МСП превысило 31 млн. URL: https://iz.ru/1797860/olga-anaseva/malye-v-forme-chislo-zanyatyh-v-msp-prevysilo-31-mln (дата обращения: 05.06.2025).
3. Казаченко Э. К. Молодежное предпринимательство: современные вызовы, внутренние мотивы, международная интеграция // Материалы XV Евразийского экономического форума молодежи. Екатеринбург, 2025. Т. 1. С. 135–137.
4. Ахтемова А. Р. Цифровая трансформация предпринимательства через инструменты искусственного интеллекта / Симферополь, ГБОУ ВО РК КИПУ имени Февзи Якубова // Информационно-компьютерные технологии в экономике, образовании и социальной сфере. 2025. № 2(48). С. 121–128. URL: https://elibrary.ru/download/elibrary_82500492_66948678.pdf (дата обращения: 05.06.2025).
5. Коловай В. А. Влияние искусственного интеллекта на предпринимательство / XXXVI Международные плехановские чтения: сборник статей конференции. М.: РЭУ им. Г. В. Плеханова, 2023. С. 101–106.
6. Стратегический менеджмент: учебник / В. Н. Парахина, Л. С. Максименко, С. В. Панасенко, О. А. Борис. М.: КноРус, 2022. 526 с.
7. Влияние цифровизации и пандемии на занятость и бизнес-компетенции молодежи / Борис О. А. [и др.]. Актуальные направления научных исследований XXI века: теория и практика. 2021. Т. 9. № 3(54). С. 79–91.
8. Study of Tendencies of Formation and Evaluation of HR Innovational Potential of the Regions of the Russian Federation / V. N. Parakhina, R. M. Ustaev, O. A. Boris, L. S. Maximenko, I. N. Belousov // Contributions to Economics. 2017. № 9783319606958. Р. 295–301.
9. Минэкономразвития: в России работают 2,7 млн молодых предпринимателей до 25 лет – максимум с 2019 года. URL: https://economy.gov.ru/material/news/minekonomrazvitiya_v_rossii_rabotayut_27_mln_molodyh_predprinimateley_do_25_let_maksimum_s_2019_goda.html (дата обращения: 14.06.2025).
10. Трансформация системы молодежного технологического предпринимательства в устойчивую модель инновационного развития страны / Р. М. Устаев, Э. К. Казаченко, И. Х. Мурзаканова, В. Д. Чесноков, А. П. Эльбяков // Вестник Северо-Кавказского федерального университета. 2025;(3):169–176. https://doi.org/10.37493/2307-907X.2025.3.16
Рецензия
Для цитирования:
Борис О.А., Казаченко Э.К., Амбарцумова Р.Э., Небесский А.Н. Формирование системы продвижения молодежного предпринимательства в регионе в условиях использования искусственного интеллекта. Вестник Северо-Кавказского федерального университета. 2025;(5):23-30. https://doi.org/10.37493/2307-907X.2025.5.3
For citation:
Boris O.A., Kazachenko E.K., Ambartsumova R.E., Nebesskiy A.N. Formation of a system for promoting youth entrepreneurship in the region using artificial intelligence. Newsletter of North-Caucasus Federal University. 2025;(5):23-30. (In Russ.) https://doi.org/10.37493/2307-907X.2025.5.3























