Preview

Вестник Северо-Кавказского федерального университета

Расширенный поиск

Целевые ориентиры оценки качества дополнительных профессиональных программ повышения квалификации

https://doi.org/10.37493/2307-907X.2025.3.23

Аннотация

Введение. В современных условиях возникает потребность в создании нового или обновления прежнего диагностического инструментария оценки качества дополнительных профессиональных программ (ДПП) повышения квалификации (ПК). Цель. Разработка целевых ориентиров оценки качества ДПП ПК. Материалы и методы. Исследование проведено в четыре этапа и построено на анализе общего содержания и методического наполнения ДПП. Результаты и обсуждение. В ходе работы зафиксировано наличие профессиональных потребностей педагогов, совокупность принципов и критериальных показателей, обнаружено, что на основе оценивания ДПП ПК можно осуществлять стратегическое планирование профессионального развития педагогов. Заключение. На основе обобщения подходов к оцениванию ДПП ПК определяются содержание и форматы организации профессионального развития педагогов. Практическая значимость заключается в
возможности внедрения предложенного эмпирического материала в практику образовательных организаций, занимающихся повышением квалификации.

Об авторах

Е. В. Лапина
Воронежский институт развития образования им. Н. Ф. Бунакова (д. 54, ул. Березовая роща, Воронеж, 394043, Российская Федерация)
Россия

Елена Владимировна Лапина – кандидат педагогических наук, ГНС, зав. лабораторией прикладных исследований

Researcher ID: LLM-9083-2024



Л. А. Обухова
Воронежский институт развития образования им. Н. Ф. Бунакова (д. 54, ул. Березовая роща, Воронеж, 394043, Российская Федерация)
Россия

Людмила Александровна Обухова – доктор педагогических наук, профессор, ГНС, зав. сектором научно-публицистической деятельности

Researcher ID: LMN-1908-2024



В. В. Гладких
Воронежская военно-воздушная академия имени профессора Н. Е. Жуковского и Ю. А. Гагарина (д. 54а, ул. Старых Большевиков, Воронеж, 394064, Российская Федерация)
Россия

Валентина Владимировна Гладких – доктор педагогических наук, профессор кафедры иностранных языков, Военный учебно-научный центр

Researcher ID: AAC-1539-2020



Т. В. Дубовицкая
Воронежский государственный технический университет (д. 84, ул. 20-летия Октября, Воронеж, 394006, Российская Федерация)
Россия

Татьяна Викторовна Дубовицкая – кандидат педагогических наук, доцент кафедры физики

Researcher ID: КЕН-2141-2024



Список литературы

1. Вербицкий А. А. Личностный и компетентностный подходы в образовании: проблемы интеграции. М.: Логос, 2009. 336 с.

2. Зимняя И. А. Ключевые компетентности как результативно-целевая основа компетентностного подхода в образовании. 2005. № 6. С. 13–29.

3. Игнатьева Г. А., Тулупова О. В., Матчина С. В. Технология самоопределяемого обучения как новый формат дополнительного профессионального образования педагогов // Образование и наука. 2019. Т. 21. № 4. С. 162–182. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/tehnologiya-samoopredelyaemogoobucheniya-kak-novyy-format-dopolnitelnogo-professionalnogo-obrazovaniya-pedagogov

4. Кандаурова А. В. Повышение квалификации педагогов в условиях изменений социального взаимодействия. М., 2020. 40 с.

5. Кристенсен К., Энтони С., Рот Э. Теория инноваций как инструмент предсказания отраслевых изменений. М.: Альпина Паблишер, 2018. 400 с. URL: https://azon.market/image/catalog/v_1/product/pdf/375/3748000.pdf

6. Лапина Е.В., Мезинов В.Н., Маркова С.В. Личностная зрелость педагога в условиях реализации САЕ// Образование и саморазвитие. 2016. № 2 (48). С. 63-70.

7. Мозгарев Л. В., Мосолов О.Н., Савинков Ю.А. Система повышения квалификации работников образования – вчера, сегодня, завтра. Концепция развития системы повышения квалификации работников образования Воронежской области. Воронеж. 2012. 220 с.

8. Нежнов П. Г., Карданова Е. Ю. SAM (Student Achievement Monitoring): инструмент мониторинга учебных достижений школьников. 2011. URL: http://sam.ciced.ru/docs/ru/Framework_ru.pdf

9. Образование через всю жизнь: непрерывное образование для устойчивого развития: труды международного сотрудничества. Т6 / Ленингр. гос. ун-т им. А.С. Пушкина, [и др.] / Лобанов Н.А. [и др.] Санкт-Петербург: Альтер Эго, 2008. 508 с.

10. Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка: 80 000 слов и фразеологических выражений. М.: Азбуковник, 1997. 944 с.

11. Проблемы образовательного менеджмента. Три трактата. М.: Интеллект-Центр. 2004. 288 с.

12. Профессиональный стандарт педагога РФ. URL: https://base.garant.ru/70535556/

13. О внесении о внесении изменений в концепцию создания единой федеральной системы научно-методического сопровождения педагогических работников и управленческих кадров: Распоряжение Министерства просвещения РФ от 16 декабря 2020 г. № р-174. URL: https://spbappo.ru/wp-content/uploads/2021/03/Rasporyazheniye-ot-15.12.2022-№-R-303.pdf?ysclid=lxww0p1z9i670034478

14. Томильцев А. В., Мальцев А. В. Проблемы оценки профессиональной подготовки: методологические подходы // Образование и наука. 2018. Т. 20. № 4. С. 9–33. URL: https://www.edscience.ru/jour/article/view/954

15. О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года: Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г. № 204. URL: https://base.garant.ru/71937200/

16. Федеральный государственный образовательный стандарт. URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/401333920/

17. Об образовании в Российской Федерации: Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ. М.: Изд-во «Омега-Л», 2013. 134 с.

18. Clifton F. Conrad, Divya Malik Gupta. «Traditional and Emerging Approaches to Assessing the Quality of Higher Educational Institutions, Programs and Courses: A Perspective from the United States» // University of Wisconsin-Madison. Paper presented at the 2006 International Conference on Higher Education Evaluation and Accreditation. Higher Education Evaluation and Accreditation Council of Taiwan (HEEACT). 2006. May 10. URL: http://www.scu.edu.tw/conference/950620_speech

19. Isaeva TE. To the nature of Pedagogical Culture: Com petence – Based approach to its Structure. Rostovon-Don; 2003.

20. Social and humanistic values of teachers in the supplementary vocational training system (on the example of Voronezh Oblast) / E. V. Lapina [и др.] // Purushartha: A Journal of Management Ethics and Spirituality [ISSN: 0975-024X]. 2018. Vol. X No. 2. P. 577–589. URL: https://astrasalva.files.wordpress.com/2018/05/astra-salvensis-year-vi-2018-no-1-11.pdf


Рецензия

Для цитирования:


Лапина Е.В., Обухова Л.А., Гладких В.В., Дубовицкая Т.В. Целевые ориентиры оценки качества дополнительных профессиональных программ повышения квалификации. Вестник Северо-Кавказского федерального университета. 2025;(3):228-241. https://doi.org/10.37493/2307-907X.2025.3.23

For citation:


Lapina E.V., Obukhova L.A., Gladkikh V.V., Dubovitskaya T.V. Quality assessment targets for additional professional development programs. Newsletter of North-Caucasus Federal University. 2025;(3):228-241. (In Russ.) https://doi.org/10.37493/2307-907X.2025.3.23

Просмотров: 6


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2307-907X (Print)