Целевые ориентиры оценки качества дополнительных профессиональных программ повышения квалификации
https://doi.org/10.37493/2307-907X.2025.3.23
Аннотация
Введение. В современных условиях возникает потребность в создании нового или обновления прежнего диагностического инструментария оценки качества дополнительных профессиональных программ (ДПП) повышения квалификации (ПК). Цель. Разработка целевых ориентиров оценки качества ДПП ПК. Материалы и методы. Исследование проведено в четыре этапа и построено на анализе общего содержания и методического наполнения ДПП. Результаты и обсуждение. В ходе работы зафиксировано наличие профессиональных потребностей педагогов, совокупность принципов и критериальных показателей, обнаружено, что на основе оценивания ДПП ПК можно осуществлять стратегическое планирование профессионального развития педагогов. Заключение. На основе обобщения подходов к оцениванию ДПП ПК определяются содержание и форматы организации профессионального развития педагогов. Практическая значимость заключается в
возможности внедрения предложенного эмпирического материала в практику образовательных организаций, занимающихся повышением квалификации.
Об авторах
Е. В. ЛапинаРоссия
Елена Владимировна Лапина – кандидат педагогических наук, ГНС, зав. лабораторией прикладных исследований
Researcher ID: LLM-9083-2024
Л. А. Обухова
Россия
Людмила Александровна Обухова – доктор педагогических наук, профессор, ГНС, зав. сектором научно-публицистической деятельности
Researcher ID: LMN-1908-2024
В. В. Гладких
Россия
Валентина Владимировна Гладких – доктор педагогических наук, профессор кафедры иностранных языков, Военный учебно-научный центр
Researcher ID: AAC-1539-2020
Т. В. Дубовицкая
Россия
Татьяна Викторовна Дубовицкая – кандидат педагогических наук, доцент кафедры физики
Researcher ID: КЕН-2141-2024
Список литературы
1. Вербицкий А. А. Личностный и компетентностный подходы в образовании: проблемы интеграции. М.: Логос, 2009. 336 с.
2. Зимняя И. А. Ключевые компетентности как результативно-целевая основа компетентностного подхода в образовании. 2005. № 6. С. 13–29.
3. Игнатьева Г. А., Тулупова О. В., Матчина С. В. Технология самоопределяемого обучения как новый формат дополнительного профессионального образования педагогов // Образование и наука. 2019. Т. 21. № 4. С. 162–182. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/tehnologiya-samoopredelyaemogoobucheniya-kak-novyy-format-dopolnitelnogo-professionalnogo-obrazovaniya-pedagogov
4. Кандаурова А. В. Повышение квалификации педагогов в условиях изменений социального взаимодействия. М., 2020. 40 с.
5. Кристенсен К., Энтони С., Рот Э. Теория инноваций как инструмент предсказания отраслевых изменений. М.: Альпина Паблишер, 2018. 400 с. URL: https://azon.market/image/catalog/v_1/product/pdf/375/3748000.pdf
6. Лапина Е.В., Мезинов В.Н., Маркова С.В. Личностная зрелость педагога в условиях реализации САЕ// Образование и саморазвитие. 2016. № 2 (48). С. 63-70.
7. Мозгарев Л. В., Мосолов О.Н., Савинков Ю.А. Система повышения квалификации работников образования – вчера, сегодня, завтра. Концепция развития системы повышения квалификации работников образования Воронежской области. Воронеж. 2012. 220 с.
8. Нежнов П. Г., Карданова Е. Ю. SAM (Student Achievement Monitoring): инструмент мониторинга учебных достижений школьников. 2011. URL: http://sam.ciced.ru/docs/ru/Framework_ru.pdf
9. Образование через всю жизнь: непрерывное образование для устойчивого развития: труды международного сотрудничества. Т6 / Ленингр. гос. ун-т им. А.С. Пушкина, [и др.] / Лобанов Н.А. [и др.] Санкт-Петербург: Альтер Эго, 2008. 508 с.
10. Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка: 80 000 слов и фразеологических выражений. М.: Азбуковник, 1997. 944 с.
11. Проблемы образовательного менеджмента. Три трактата. М.: Интеллект-Центр. 2004. 288 с.
12. Профессиональный стандарт педагога РФ. URL: https://base.garant.ru/70535556/
13. О внесении о внесении изменений в концепцию создания единой федеральной системы научно-методического сопровождения педагогических работников и управленческих кадров: Распоряжение Министерства просвещения РФ от 16 декабря 2020 г. № р-174. URL: https://spbappo.ru/wp-content/uploads/2021/03/Rasporyazheniye-ot-15.12.2022-№-R-303.pdf?ysclid=lxww0p1z9i670034478
14. Томильцев А. В., Мальцев А. В. Проблемы оценки профессиональной подготовки: методологические подходы // Образование и наука. 2018. Т. 20. № 4. С. 9–33. URL: https://www.edscience.ru/jour/article/view/954
15. О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года: Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г. № 204. URL: https://base.garant.ru/71937200/
16. Федеральный государственный образовательный стандарт. URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/401333920/
17. Об образовании в Российской Федерации: Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ. М.: Изд-во «Омега-Л», 2013. 134 с.
18. Clifton F. Conrad, Divya Malik Gupta. «Traditional and Emerging Approaches to Assessing the Quality of Higher Educational Institutions, Programs and Courses: A Perspective from the United States» // University of Wisconsin-Madison. Paper presented at the 2006 International Conference on Higher Education Evaluation and Accreditation. Higher Education Evaluation and Accreditation Council of Taiwan (HEEACT). 2006. May 10. URL: http://www.scu.edu.tw/conference/950620_speech
19. Isaeva TE. To the nature of Pedagogical Culture: Com petence – Based approach to its Structure. Rostovon-Don; 2003.
20. Social and humanistic values of teachers in the supplementary vocational training system (on the example of Voronezh Oblast) / E. V. Lapina [и др.] // Purushartha: A Journal of Management Ethics and Spirituality [ISSN: 0975-024X]. 2018. Vol. X No. 2. P. 577–589. URL: https://astrasalva.files.wordpress.com/2018/05/astra-salvensis-year-vi-2018-no-1-11.pdf
Рецензия
Для цитирования:
Лапина Е.В., Обухова Л.А., Гладких В.В., Дубовицкая Т.В. Целевые ориентиры оценки качества дополнительных профессиональных программ повышения квалификации. Вестник Северо-Кавказского федерального университета. 2025;(3):228-241. https://doi.org/10.37493/2307-907X.2025.3.23
For citation:
Lapina E.V., Obukhova L.A., Gladkikh V.V., Dubovitskaya T.V. Quality assessment targets for additional professional development programs. Newsletter of North-Caucasus Federal University. 2025;(3):228-241. (In Russ.) https://doi.org/10.37493/2307-907X.2025.3.23