Preview

Вестник Северо-Кавказского федерального университета

Расширенный поиск

Педагогические характеристики просветительской программы формирования у студентов вуза ценностного отношения к семье

https://doi.org/10.37493/2307-907X.2025.3.22

Аннотация

Введение. В условиях острых демографических проблем, проявляющихся в снижении рождаемости,
увеличении числа разводов, широкого распространения деструктивных тенденций в сфере брачных, внутрисемейных отношений и репродуктивного поведения возрастает значение научного обоснования новых педагогических средств формирования у студентов вуза семейных установок на основе традиционных российских ценностей. Цель. Выявление педагогических характеристик просветительской программы формирования у студентов ценностного отношения к семье в целостном образовательном пространстве вуза. Материалы и методы. Для решения исследовательских задач были использованы методы теоретического анализа научной литературы, систематизация и обобщение эмпирических данных, метод моделирования просветительской программы. Результаты и обсуждение. Проведён анализ научно-педагогических исследований по роли вузовской образовательной системы в формировании ценностного отношения студентов к семейно-брачным отношениям с учетом динамичных социокультурных изменений в современном российском обществе. Проведена систематизация имеющихся рисков формального отношения к деятельности по формированию ценностных семейных ориентаций студентов. Предложена структура просветительской программы, включающей научно-методологический, ценностно-смысловой, ориентационно-содержательный, деятельностно-поведенческий, аналитико-рефлексивный блоки, представлена целевая характеристика каждого блока и возможные формы и методы работы. Дано обоснование педагогических характеристик просветительской программы формирования у студентов ценностного отношения к семье в целостном образовательном пространстве вуза: концептуальная обоснованность; целостность и единство учебной, воспитательной, социально-проектной деятельности; вариативность; открытость; диалоговый характер. Заключение. По итогам проведенного исследования формулируются выводы о возрастании социальной миссии высшего образования в формировании позитивных установок студенческой молодежи к семейно-брачным отношениям на основе традиционных российских ценностей; о возможности и необходимости использования кадрово-интеллектуального и научного потенциала вузов в разработке и реализации комплексных просветительских программ различной длительности для студентов по формированию у них ценностного отношения к семье.

Об авторах

Н. П. Клушина
Северо-Кавказский федеральный университет (д. 1, ул. Пушкина, Ставрополь, 355017, Российская Федерация)
Россия

Надежда Павловна Клушина – доктор педагогических наук, профессор, профессор кафедры социологии и социальных инноваций

Scopus ID: 57212031172

Researcher ID: MIT-2430-2025



И. Ф. Игропуло
Северо-Кавказский федеральный университет (д. 1, ул. Пушкина, Ставрополь, 355017, Российская Федерация)
Россия

Ирина Федоровна Игропуло – доктор педагогических наук, профессор, ведущий научный сотрудник
кафедры педагогики, методологии и технологии образования

Scopus ID: 56134427900

Researcher ID: T-4116-2018 



Список литературы

1. Гурко Т. А. Перспективные направления российской семейной политики // Женщина в российском обществе. 2024. № 4. С. 51–65.

2. Демографический ежегодник России, 2023: статистический сборник / Росстат. M., 2023. 258 с. URL: https:// https://rosstat.gov.ru/storage/mediabank/Demogr_ejegod_2023.pdf (дата обращения: 27.02.2025).

3. Ёлкина К. К. Реализация курсов по семейной педагогике как условие развития семейной идентичности студентов вуза // Научно-педагогическое обозрение (Pedagogical Review). 2022. Вып. 4(44). С. 115–125. https://doi.org/10.23951/2307-6127-2022-4- 115-125

4. Игропуло И. Ф., Пономарёва М. Е. Психолого-педагогические условия формирования родительской культуры молодежи в вузе // Перспективы науки. 2024. № 7(178). С. 138–141.

5. Малыгин А. А., Смирнова И. Н. Семейные ценности в студенческой среде: особенности восприятия и организационно-педагогические условия формирования // Ценности и смыслы. 2024. № 6(94). С. 45–59.

6. Милованова Н. Г. Семейные ценности в представлениях современной молодежи // Вестник Нижневартовского государственного университета. 2024. № 3(67). С. 77–91. https://doi.org/10.36906/2311-4444/24-3/07

7. Морозова Е. А. Возможности формирования традиционного семейного сознания у студентов вузов // Вестник ПСТГУ. Серия IV: Педагогика. Психология.2023. Вып. 69. С. 81–95. https://doi. 10.15382/sturIV202369.81-95

8. Сайфуллин Г. П. Развитие семейно-ориентированного поведения и готовности молодежи к семейной жизни: автореф. дис. … канд. социол. наук: 22.00.03 / Сайфуллин Григорий Петрович. Нижний Новгород, 2022. 32 с.

9. Салихова А. А. Подготовка преподавателей вуза к формированию ценностных основ семейной жизни у студенческой молодежи в системе дополнительного профессионального образования: автореф. дис. … канд. пед. наук: 13.00.08 / Алсу Асгатовна Салихова. Ульяновск, 2021. 30 с.

10. Стрелец И. Э., Мухортов Д. С., Маркова Ю. С. Роль образовательной среды вуза в формировании ценности семьи: оценка российского студенчества // Вестник РУДН. Серия: Социология. 2024. Т. 24. № 3. С. 586–599.


Рецензия

Для цитирования:


Клушина Н.П., Игропуло И.Ф. Педагогические характеристики просветительской программы формирования у студентов вуза ценностного отношения к семье. Вестник Северо-Кавказского федерального университета. 2025;(3):219-227. https://doi.org/10.37493/2307-907X.2025.3.22

For citation:


Klushina N.P., Igropulo I.F. Pedagogical characteristics of the educational program for the formation of a valuebased attitude to the family among university students. Newsletter of North-Caucasus Federal University. 2025;(3):219-227. (In Russ.) https://doi.org/10.37493/2307-907X.2025.3.22

Просмотров: 5


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2307-907X (Print)