Развитие способности к самоуправлению будущих педагогов в научноисследовательской деятельности
https://doi.org/10.37493/2307-907X.2025.3.20
Аннотация
Введение. Социальный заказ системы педагогического образования направлен на формирование у будущих педагогов самостоятельного опыта в научно-исследовательской деятельности (НИД), позволил подчеркнуть актуальность проблемы развития у студентов третьего курса в способности к самоуправлению личности в результате написания выпускной квалификационной работы (ВКР). Это продиктовано тем, что способность к самоуправлению студентов рассматривается как интегрированное качество личности, обеспечивающее ему самостоятельное регулирование своего профессионально-педагогического самоопределения в процессе выполнения НИД. Цель. Создание комплексного описания развития способности к самоуправлению студентов в НИД, способствующего профессионально-педагогическому становлению личности при выполнении научной работы. Материалы и методы. Методологическую основу исследования составили основные труды, посвященные изучению способности к самоуправлению личности Н. М. Пейсахова, Н. К. Тутышкина и др. Исследование иерархически организованной системы самоуправления студентов (самопроцессов) в профессионально-педагогическом становлении в НИД было проведено в 2024 году с помощью адаптированной методики Н. М. Пейсахова. В исследовании приняли участие 20 студентов бакалавриата 3-го курса очного обучения Института психологии и образования Казанского федерального университета по направлению подготовки «Педагогическое образование» (профиль «Дошкольное образование»). Математический статистико-корреляционный анализ обработки результатов осуществлялся с применением программ Excel 2010. Результаты и обсуждение. В работе представлены эмпирические данные по развитию способности личности к самоуправлению, иллюстрирующие целесообразность разработки сопровождения профессионально-педагогического становления студентов с первого года обучения в условиях реализации основной профессиональной образовательной программы высшего образования для развития способности самоуправления в НИД, обеспечивающее формирование иерархически организованной системы самопроцессов для написания ВКР. Заключение. Представленные эмпирические данные можно использовать при проектирование системы сопровождения студентов в процессе написания научного исследования с учетом иерархически организованной системы для развития способности самоуправления в НИД, что способствует самоопределению и саморазвитию в профессии.
Об авторе
В. Б. ДанковаРоссия
Вероника Борисовна Данкова – кандидат педагогических наук, доцент кафедры дошкольного образования Института психологии и образования
Scopus Author ID: 57212019695
Researcher ID: H-2572-2019
Список литературы
1. Андреев В. И. Конкурентология: учебный курс для творческого саморазвития конкурентоспособности. Казань: Центр инновационных технологий, 2013. 468 с.
2. Вагапова Н. А. Структурные особенности психологического механизма самоуправления деятельностью: На примере учебной и профессиональной деятельности: автореф. дис. ... канд. психол. наук: 19.00.01 / Казанский гос. ун-т. Казань, 1998. 16 с.
3. Данкова В. Б. Исследование мотивов личности будущих педагогов в научно-исследовательской деятельности // Современное образование: проблемы, решения, тенденции развития: материалы XII Междунар. науч.-практич. конф. Петрозаводск: МЦНП «Новая наука», 2024. С. 51–59.
4. Конопкин О. А. Психологические механизмы регуляции деятельности. М.: Наука, 2018. 320 с.
5. Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования – бакалавриат по направлению подготовки 44.03.01 Педагогическое образование: приказ Министерства образования и науки РФ от 22 февраля 2018 г. № 121. URL: https://minjust.consultant.ru/documents/38753 (дата обращения: 03.12.2024).
6. Пейсахов Н. М., Тутышкин Н. К. Самоуправление в ходе учебной деятельности студентов // Актуальные проблемы развития самостоятельного учебного труда студентов / под ред. Л. Г. Вяткина. Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 1987. С. 11–13.
7. Терещенко Н. Г., Климанова Н. Г., Шаймухаметова С. Ф. Карьерные ориентации и способность к самоуправлению обучающихся, ориентированных на предпринимательскую деятельность // Вестник Государственного университета просвещения. Серия: Психологические науки. 2024. № 1. С. 145–158. https://doi.org/10.18384/2949-5105-2024-1-145-158
8. Alharbi H. A. Readiness for self-directed learning: How bridging and traditional nursing students differs? // Nurse education today. 2018. Т. 61. С. 231–234. https://doi.org/ 10.1016/j.nedt.2017.12.002
9. Morris T. H. Self-directed learning: A fundamental competence in a rapidly changing world // International Review of Education. 2019. Т. 65. № 4. С. 633–653. https://doi.org/10.1007/s11159-019-09793-2
10. Tietgens H. Der Beitrag der Erwaehsenenbildung zur gesellschaftlichen Emanzipation. Braunschweig, 1980. С. 1–7. https://doi.org/10.1007/978-3-531-92016-0_2
Рецензия
Для цитирования:
Данкова В.Б. Развитие способности к самоуправлению будущих педагогов в научноисследовательской деятельности. Вестник Северо-Кавказского федерального университета. 2025;(3):202-209. https://doi.org/10.37493/2307-907X.2025.3.20
For citation:
Dankova V.B. . Development of self-management ability in research activities in teachers to-be. Newsletter of North-Caucasus Federal University. 2025;(3):202-209. (In Russ.) https://doi.org/10.37493/2307-907X.2025.3.20