Preview

Вестник Северо-Кавказского федерального университета

Расширенный поиск

Педагогическое сопровождение подготовки учителей физики к проектированию и организации внеурочной деятельности школьников

https://doi.org/10.37493/2307-907X.2025.3.18

Аннотация

Введение. Статья посвящена актуальной проблеме подготовки учителей физики к проектированию и организации внеурочной деятельности школьников. Внеурочная деятельность играет важную роль в формировании у обучающихся интереса к науке, развитии их творческого потенциала и практических навыков. Однако эффективность этой работы во многом зависит от уровня готовности педагогов к её реализации. В статье раскрываются основные задачи внеурочной деятельности и предлагаются способы их реализации в рамках работы с проектированием внеурочной деятельности. Цель. Определить задачи, которые должны решаться в процессе проектирования внеурочной деятельности, а также условия, которым должна соответствовать программа внеурочной деятельности. Материалы и методы. В статье представлена разработанная программа подготовки учителей физики к проектированию внеурочной деятельности. Программа включает теоретические и практические модули, направленные на освоение современных педагогических технологий, методов организации исследовательской и проектной работы, а также принципов взаимодействия с обучающимися. К программе прилагаются задания, которые позволяют учителям отработать навыки разработки программ внеурочной деятельности, проведения экспериментов, организации научных квестов и других форм работы. Результаты и обсуждение. Рассмотрены методические возможности подготовки учителя физики при обучении в магистратуре на базе ФГБОУ ВО «ЮУрГГПУ» в рамках дисциплины «Проектирование внеурочной деятельности обучающихся (по дисциплинам физико-математического цикла)». Задания направлены на развитие умения разрабатывать сценарии занятий, подбирать учебные материалы и организовывать взаимодействие с обучающимися. Отдельным заданием является зачетное: к нему прилагаются критерии оценивания, соответствующие всем необходимым аспектам, которые должны быть реализованы в ходе обучения по данной программе. Фрагмент программы был реализован на занятиях с магистрантами физико-математического направления. Предложенные задания включают теоретические и практические аспекты. Выявлены основные проблемы, возникающие в процессе решения задач при проектировании внеурочной деятельности. Заключение. Проведенное исследование будет полезно преподавателям вузов, методистам и учителям физики, заинтересованным в повышении качества внеурочной работы со школьниками. Предложенная программа и задания могут быть использованы в системе повышения квалификации педагогов, а также в рамках подготовки студентов педагогических специальностей.

Об авторах

Н. А. Антонова
Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет (д. 69, пр-т Ленина, Челябинск, 454080, Российская Федерация)
Россия

Надежда Анатольевна Антонова – кандидат педагогических наук, преподаватель кафедры физики и технологии, специалист управления научной работы

Scopus ID: 58643198100

Researcher ID: NFS-3172-2025



А. А. Кислицына
Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет (д. 69, пр-т Ленина, Челябинск, 454080, Российская Федерация)
Россия

Александра Артемовна Кислицына – магистрант кафедры физики и технологии

Researcher ID: NFS-3762-2025 



Список литературы

1. Антонова Н. А. Проектирование учебного процесса при подготовке будущих учителей физики: учебно-методическое пособие. Челябинск: Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет, 2025. 111 с.

2. Антонова Н. А., Кислицына А. А. Подготовка учителей физики к проектированию внеурочной деятельности // Профессиональное образование в России и за рубежом. 2024. № 2(54). С. 96-102. https://doi.org/10.54509/22203036_2024_2_96.

3. Асадуллин Р. М., Фролов О. В. Личностно-развивающий подход к профессиональной педагогической подготовке будущего учителя в вузовском образовательном процессе // Высшее образование в России. 2024. Т. 33. № 6. С. 92-103. https://doi.org/10.31992/0869-3617-2024-33-6-92-103.

4. Лингевич О. В. Организационные модели внеурочной деятельности в сфере общего образования // Евразийский союз ученых. Серия: педагогические, психологические и философские науки. 2023. № 3(104). С. 4–8.

5. Лингевич О. В. Подготовка студентов педагогического вуза к организации внеурочной деятельности // Управление образованием: теория и практика. 2021. № 3(43). С. 19–28. https://doi.org/10.25726/w4886-7959-9218-d.

6. Марголис А. А. Педагогическое образование как развитие исходных педагогических представлений // Психологическая наука и образование. 2024. Т. 29. № 6. С. 5–20. https://doi.org/10.17759/pse.2024290601.

7. Оболдина Т. А. Развитие познавательной активности учащихся во внеурочной деятельности по физике // Глобальный научный потенциал. 2022. № 5(134). С. 157–159.

8. Попова М. Н., Попов И. П. Использование квест-технологий при проведении внеурочной деятельности по физике // Перспективы науки и образования. 2018. № 3(33). С. 157–163.

9. Червонный М. А., Швалева Т. В., Власова А. А. Исследование запросов учителей на подготовку студентов педагогического вуза по образовательным технологиям (на примере физики) // Вестник Томского государственного университета. 2021. № 471. С. 197–204. https://doi.org/10.17223/15617793/471/23.

10. Шахманова А. Ш., Мунгиева Н. З. Повышение эффективности внеурочной деятельности школьников с использованием возможностей цифровой информационно-образовательной среды // Мир науки, культуры, образования. 2024. № 3(106). С. 242–245. https://doi.org/10.24412/1991-5497-2024-3106-242-245.


Рецензия

Для цитирования:


Антонова Н.А., Кислицына А.А. Педагогическое сопровождение подготовки учителей физики к проектированию и организации внеурочной деятельности школьников. Вестник Северо-Кавказского федерального университета. 2025;(3):186-193. https://doi.org/10.37493/2307-907X.2025.3.18

For citation:


Antonova N.A., Kislitsyna A.A. Pedagogical support in training physics teachers for the development and organization of extracurricular activities of schoolchildren. Newsletter of North-Caucasus Federal University. 2025;(3):186-193. (In Russ.) https://doi.org/10.37493/2307-907X.2025.3.18

Просмотров: 5


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2307-907X (Print)