Preview

Вестник Северо-Кавказского федерального университета

Расширенный поиск

Организационно-педагогическое обеспечение развития педагогического образования в классическом университете

https://doi.org/10.37493/2307-907X.2025.2.23

Аннотация

Введение. В статье представлено обоснование новой роли педагогического образования в условиях становления национальной суверенной системы образования в Российской Федерации. На основе анализа широкого круга научных источников авторы особое внимание уделяют развитию педагогического образования в классических университетах.
Цель. Научно-методический анализ структуры организационно-педагогического обеспечения развития педагогического
образования в Северо-Кавказском федеральном университете.
Материалы и методы. Для достижения исследовательской цели были использованы методы сравнительного анализа результатов научных исследований по актуальным проблемам развития педагогического образования, их систематизация и обобщение, кейс Северо-Кавказского федерального университета по реализации образовательных программ по УГСН 44.00.00 Образование и педагогические науки, прогнозирование и моделирование.
Результаты и обсуждение. Проведен анализ научных исследований, раскрывающих содержательные, нормативно-правовые и организационно-управленческие аспекты обновления содержания педагогического образования, связанные в том числе с внедрением «Ядра высшего педагогического образования». Представлена деятельность Северо-Кавказского федерального университета по содержательному и структурному обновлению образовательных педагогических программ в рамках деятельности Консорциума вузов Северного Кавказа «Человеческий капитал и новая экономика для полиэтничных регионов». Научно обоснована структура организационно-педагогического обеспечения развития педагогического образования в классическом университете, включающая компоненты теоретико-методологического, нормативно-правового, организационно-управленческого, кадрово-методического и аналитико-прогностического обеспечения. Успешная апробация рассматриваемой структуры организационно-педагогического обеспечения развития педагогического образования позволила разработать современные управленческие подходы и технологии, объединенные в концептуальную модель управления развитием педагогического образования в Северо-Кавказском федеральном университете.
Заключение. Сформулированы выводы о развитии педагогического образования как важного фактора становления национальной суверенной системы образования в контексте новых глобальных вызовов и о кадрово-интеллектуальном потенциале, развитой инфраструктуре классического университета, обеспечивающего системно-опережающее влияние на обновление содержания и технологий педагогического образования с учетом специфики и уровня развития региональных образовательных систем в едином образовательном пространстве Российской Федерации.

Об авторах

Н. А. Палиева
Северо-Кавказский федеральный университет
Россия

Надежда Андреевна Палиева – доктор педагогических наук, профессор кафедры коррекционной педагогики и психологии

Researcher ID: KRP-4324-2024

 д. 1, ул. Пушкина, Ставрополь, 355017, Российская Федерация 



И. Ф. Игропуло
Северо-Кавказский федеральный университет
Россия

Ирина Федоровна Игропуло – доктор педагогических наук, профессор, ведущий научный сотрудник кафедры педагогики, методологии и технологии образования

Scopus ID: 56134427900, Researcher ID: T-4116-2018 

 

 



А. И. Дунаенко
Северо-Кавказский федеральный университет
Россия

Алина Игоревна Дунаенко – кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики, методологии и технологии образования

Researcher ID: IXN-3314-2023

 д. 1, ул. Пушкина, Ставрополь, 355017, Российская Федерация 



Список литературы

1. Басюк В. С. К вопросу о ядре педагогического образования в классическом университете / В. С. Басюк, Е. И. Казакова, Е. Г. Врублевская // Вестник Московского университета. Серия 20. Педагогическое образование. 2023. T. 21. № 3. С. 7–27.

2. Басюк В. С. Непрерывность педагогического образования: культурологический контекст / В. С. Басюк, Е. И. Казакова, Е. Г. Врублевская // Вестник Московского университета. Сер. 20. Педагогическое образование. 2022. № 1. С. 3–14.

3. Васильева О. Ю. Традиционные ценности современного российского педагогического образования

4. / О. Ю. Васильева, В. С. Басюк, Е. И. Казакова // Вестник Московского университета. Сер. 20. Педагогическое образование. 2022. № 4. С. 4–17.

5. Воронин Д. М. Разработка образовательной программы согласно формированию «Ядра высшего педагогического образования» и унификации образовательных программ высшего педагогического образования / Д. М. Воронин, Е. Г. Воронина, О. В. Коротков // Проблемы современного педагогического образования. 2021. № 72-4. С. 68–70.

6. Инновационная деятельность педагога: традиции и современность: сборник материалов II Всероссийской научно-практической конференции (19 мая 2023 г., РСО-Алания, г. Владикавказ). Владикавказ: ИПЦ Сев. Осет. гос. ун-т им. К. Л. Хетагурова, 2023. 779 с.

7. Консорциум вузов Северного Кавказа «Человеческий капитал и новая экономика для полиэтничных регионов». URL: //https://xn---otbfciegbepjfxsx.xn--p1ai/ (дата обращения: 08.01.2025).

8. Педагогическое образование в современной России: стратегические ориентиры развития: монография / научный редактор Ю. П. Зинченко; Южный федеральный университет. Ростов-на-Дону; Таганрог: Изд-во Южного федерального университета, 2020. 612 с.

9. Писарева С. А. Особенности современного университетского образования будущих педагогов: проблема единства и вариативности образовательного пространства / С. А. Писарева, А. П. Тряпицына // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Акмеология образования. Психология развития. 2023. Т. 12. Вып. 3 (47). С. 196–208.

10. Программа развития университета на 2021–2030 годы в рамках реализации программы стратегического академического лидерства «Приоритет-2030». URL: https://ncfu.ru/university/programmarazvitiya-universiteta/prioritet-2030-programma-razvitiya-skfu-na-2021-2030-gg/ (дата обращения: 08.01.2025).

11. Терещенко Ю. А. Формирование рабочей учебной программы дисциплины бакалавриата с учетом требований «Ядра высшего педагогического образования» / Ю. А. Терещенко // Вестник Томского государственного педагогического университета (TSPU Bulletin). 2024. Вып. 2 (232). С. 25–33.

12. Трубина Л. А. Содержание и новые формы организации предметно-методической подготовки в условиях внедрения «Ядра педагогического образования» / Л. А. Трубина, Е. Л. Ерохина // Наука и школа. 2022. № 4. С. 34–44.

13. Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей: Указ Президента Российской Федерации от 9.11.2022 № 809. URL: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202211090019 (дата обращения: 08.01.2025).


Рецензия

Для цитирования:


Палиева Н.А., Игропуло И.Ф., Дунаенко А.И. Организационно-педагогическое обеспечение развития педагогического образования в классическом университете. Вестник Северо-Кавказского федерального университета. 2025;(2):242-252. https://doi.org/10.37493/2307-907X.2025.2.23

For citation:


Palieva N.A., Igropulo I.F., Dunaenko A.I. Organizational and pedagogical support for the development of pedagogical education in a classical university. Newsletter of North-Caucasus Federal University. 2025;(2):242-252. (In Russ.) https://doi.org/10.37493/2307-907X.2025.2.23

Просмотров: 1


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2307-907X (Print)