Возможности формирования здорового образа жизни людей пожилого возраста педагогическими средствами
https://doi.org/10.37493/2307-907X.2025.2.21
Аннотация
Введение. Здоровый образ жизни как объект педагогического исследования сложился в научном дискурсе во второй половине XX века. Однако вопросы формирования и научного обоснования здорового образа жизни лиц пожилого возраста стали актуализироваться только в последние десятилетия. Научный интерес со стороны педагогического знания к данной социально-демографической группе связан, с одной стороны, с ее интенсивным численным ростом, обусловленным поступательным увеличением продолжительности жизни населения и, как следствие, физической и интеллектуальной сохранностью, а с другой – с транслируемым в последнем законе об образовании принципе «Образование через всю жизнь».
Цель. Цель – исследовать возможности формирования здорового образа жизни людей пожилого возраста педагогическими средствами. Для решения проблемы формирования здорового образа жизни у людей пожилого возраста, считают авторы, необходимо: проводить информационные кампании о важности здорового образа жизни, организовывать спортивные мероприятия и фитнес-занятия, а также обучать пожилых правильному питанию.
Материалы и методы. В ходе теоретического анализа уточнялось понимание специфической социально-демографической группы пожилых как субъектов образовательной деятельности; были выявлены проблемы, влияющие на ухудшение социального и физического здоровья людей пожилого возраста; разработана и экспериментально обоснована программа педагогического сопровождения процесса формирования здорового образа жизни у людей пожилого возраста. Примененные методы исследования: анализ научной литературы, наблюдение, опросные методы, тестирование.
Результаты и обсуждение. В статье вниманию читателя предложена теоретическая конструкция логики реализации педагогического сопровождения процесса формирования здорового образа жизни у людей пожилого возраста и тематический план программы педагогического сопровождения процесса формирования здорового образа жизни у людей пожилого возраста.
Заключение. Новизна описанного в публикации исследования заключается в том, что проблема формирования здорового образа жизни у людей пожилого возраста, рассматривается в фокусе ее практического применения, разработанная программа обоснована не только теоретическими основаниями анализа научной литературы, но и результатами проведенного диагностического исследования.
Об авторах
О. А. МосинаРоссия
Оксана Анатольевна Мосина – доктор педагогических, доцент, профессор, кафедры общей и социальной педагогики
Researcher ID: AAZ-1676-2021
д. 173, ул. Ставропольская, Краснодар, 350000, Российская Федерация
М. И. Матайс
Россия
Мария Игоревна Матайс – старший преподаватель кафедры общей и социальной педагогики
Researcher ID: KBB-8076-2024
д. 173, ул. Ставропольская, Краснодар, 350000, Российская Федерация
Список литературы
1. Батищева Л. Д. Предупреждение преждевременного старения женщин зрелого возраста на основе комплекса средств оздоровительной физической культуры / Л. Д. Батищева // Теория и практика физической культуры. 2007. № 4. С. 60–61.
2. Ожидаемая продолжительность жизни как средство формирования мотивации к занятиям физическими упражнениями / Л. Д. Батищева, А. Х. Мамадиев, А. А. Марченко, М. И. Евстигнеева [и др.] // Физическая культура и спорт: интеграция науки и практики: материалы XVIII Международной научно-практической конференции, Ставрополь, 04 декабря 2021 года. Ставрополь: Изд-во СКФУ, 2021. С. 147–150.
3. Каталог диссертаций и авторефератов по специальностям ВАК РФ. URL: http:// www.dissercat.com (дата обращения: 25.04.2024).
4. Королев С. В. Физическая активность и вредные привычки, как факторы, формирующие состояние здоровья / С. В. Королев, А. А. Деордиев // Современное общество: проблемы, идеи, инновации. 2014. Т. 2. № 3. С. 32–35.
5. Кувшинова О. А. Дискурс-анализ социально-экономического положения лиц пожилого возраста / О. А. Кувшинова // Современные проблемы науки и образования. 2012. № 4. С. 350.
6. Курилович Н. В. Организация физической рекреации для лиц пожилого возраста как педагогическая проблема / Н. В. Курилович, А. Х Мамадиев. // Современные проблемы науки и образования. 2019. № 2. С. 22.
7. Мосина О. А. К вопросу реализации оздоровительно-рекреационной деятельности в контексте социальной работы / О. А. Мосина, М. И. Матайс // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2020. Т. 25. № 185. С. 119–124.
8. Мосина О. А. Организационно-педагогическое обеспечение физкультурно-оздоровительного направления геронтообразования / О. А. Мосина, С. А. Хазова, А. А. Килимник // Физическая культура, спорт – наука и практика. 2019. № 2. С. 68–73.
9. Результаты участия в выполнении нормативов испытаний (тестов) ВФСК ГТО лиц пожилого возраста (от 60 лет и старше) за 5 лет (с 2019 по 2023 гг.) / О. Э. Евсеева, Е. Б. Ладыгина, И. Г. Крюков, А. В. Шевцов // Всероссийский физкультурно-спортивный комплекс «Готов к труду и обороне» (ГТО) для инвалидов: теория и практика»: материалы VII Всероссийской научно-практической конференции, посвященной Году семьи и сохранению традиционных семейных ценностей, Санкт-Петербург, 07 июня 2024 года. СПб.: [б. и.], 2024. С. 76–80.
10. Солодков А. С. Физиология человека. Общая. Спортивная. Возрастная: учебник / А. С. Солодков, Е. Б. Сологуб. М.: Изд-во «Спорт», 2017. 620 с.
11. Сонькин В. Д. Физиологические принципы индивидуального развития человека / В. Д. Сонькин // Новые исследования. 2024. № 3(79). С. 61–87.
12. Старшему поколению активное долголетие: материалы Всероссийской научно-практической конференции. СПб.: НИИФК, 2021. С. 134.
13. Чермит К. Д. Регрессивные изменения пространственно-временного порядка угловых перемещений в суставах при выполнении приседания в пожилом и преклонном возрасте / К. Д. Чермит // Теория и практика физической культуры. 2018. № 4. С. 45–47.
14. Mosina O. A., Lakreeva A. B. Pedagogical rehabilitation of syllogomania as a type of deviant behavior of senior citizens // The 9-th International Conference "Current issues of linguistics and didactics" 2019. URL: https://www.researchgate.net/publication/336805696_Pedagogical_rehabilitation_of_syllogomania_as_a_type_of_deviant_behavior_of_senior_citizens (accessed: 25.06.2024).
Рецензия
Для цитирования:
Мосина О.А., Матайс М.И. Возможности формирования здорового образа жизни людей пожилого возраста педагогическими средствами. Вестник Северо-Кавказского федерального университета. 2025;(2):224-232. https://doi.org/10.37493/2307-907X.2025.2.21
For citation:
Mosina O.A., Matays M.I. Possibilities of forming a healthy lifestyle of elderly people with pedagogical means. Newsletter of North-Caucasus Federal University. 2025;(2):224-232. (In Russ.) https://doi.org/10.37493/2307-907X.2025.2.21