Специфика совершенствования организационно-экономического инструментария по развитию механизма цифровой трансформации бизнес-процессов на сервисных предприятиях
https://doi.org/10.37493/2307-907X.2025.2.10
Аннотация
Введение. В ходе развития в России шестого технологического уклада, основанного на предположении, что автоматизация, цифровые технологии и искусственный интеллект станут основными двигателями экономического роста, произойдут значительные изменения в сфере услуг. Это, в свою очередь, изменит бизнес-процессы производства и потребления товаров и услуг, а также повлияет на роль и функции управленческой системы в организациях и предприятиях.
Цель. Решение проблем по грамотному и логическому построению бизнес-процессов, а также формированию новых организационно-экономических механизмов приращения управленческого инструментария сервисных предприятий.
Материалы и методы. В рамках системного подхода при использовании исторического метода, сравнительного анализа и синтеза раскрывается управленческая специфика цифровой трансформации бизнес-процессов сервисных предприятий, с помощью формальной логики уточняются способы и формы цифровой трансформации бизнес-процессов. Методы индукции и дедукции позволили уточнить инструментарий менеджмента при цифровой адаптации бизнес-процессов на сервисных предприятиях.
Результаты и обсуждение. В статье проанализированы категории, характеристики особенностей цифровой трансформации бизнес-процессов на сервисных предприятиях. Сформулированы подходы к адаптации бизнес-процессов под реалии сервисной сферы. Уточнены и сгруппированы методы анализа и оценки эффективности цифровых изменений в бизнес-процессах сервисных предприятий; управленческий инструментарий, рекомендуемый при цифровой трансформации бизнес-процессов на сервисных предприятиях. Также представлен авторский взгляд и сформулирован организационно-экономический инструментарий по развитию механизма цифровой трансформации бизнес-процессов на сервисных предприятиях.
Заключение. В рамках совершенствования организационно-экономического инструментария по развитию механизма цифровой трансформации бизнес-процессов на сервисных предприятиях сформированы предложения по этапам развития цифровизации управленческой системы, что на практике послужит реальной основой при формировании управленческих компетенций руководящего состава предприятий.
Об авторах
В. В. МухинРоссия
Владислав Викторович Мухин – аспирант кафедры управления, сервиса и туризма института креативных индустрий, экономики и предпринимательства
д. 33, ул. Интернациональная, Тамбов, 392000, Российская Федерация
И. А. Кузнецов
Россия
Игорь Анатольевич Кузнецов – доктор экономических наук, профессор, профессор кафедры управления, сервиса и туризма института креативных индустрий, экономики и предпринимательства
Scopus ID: 57198819784, Researcher ID: AAC-5362-2022
д. 33, ул. Интернациональная, Тамбов, 392000, Российская Федерация
Список литературы
1. Деминг Э. Менеджмент нового времени: Простые механизмы, ведущие к росту, инновациям и доминированию на рынке / Э. Деминг. М.: Альпина Паблишер, 2019. 192 с.
2. Зиндер Е. З. Информационные пространства: генезис требований к фундаментальным свойствам / Зиндер Е. З. // Современные информационные технологии и ИТ образование: избр. труды IX Межд. н.-практич. конф. М., 2014. С. 885–896.
3. Шеер А. В. Бизнес-процессы. Основные понятия. Теория. Методы / А. В. Шеер. АОЗТ «Просветитель», 1999. URL: https://studfile.net/preview/10942202/ (дата обращения: 09.01.2025).
4. Головцова И. Г. Цифровая трансформация сферы услуг в новых условиях / И. Г. Головцова, М. Ю. Сучкова // Технико-технологические проблемы сервиса. 2020. № 4(54). С. 81–86.
5. Зенкина Е. В. Стратегии и методы цифровой трансформации бизнеса и их использование в процессах управления компаниями / Е. В. Зенкина // Вопросы региональной экономики. 2023. № 2(55). С. 42–50.
6. Нигай Е. А. Цифровизация или цифровая трансформация: выбор направления развития бизнеса / Е. А. Нигай // ЭТАП: Экономическая Теория, Анализ, Практика. 2024. № 1. С. 91–106. https://doi.org/10.24412/2071-6435-2024-1-91-106
7. Нигай Е. А. Формирование цифровых экосистем бизнеса в условиях развития информационного общества: управленческий аспект / Е. А. Нигай // Ars Adminiстранди (Искусство управления). 2023. № 3. С. 353–376. https://doi.org/10.17072/2218-9173-2023-3-353-376
8. Александрова Т. В. Цифровизация как современный тренд развития менеджмента производственных организаций / Т. В. Александрова // Вестник ЮУрГУ. Серия Экономика и менеджмент. 2019. № 3. С. 137–144.
9. Ахромеева Т. С. Смыслы и ценности цифровой реальности: будущее, войны, синергетика / Т. С. Ахромеева, Г. Г. Малинецкий, С. А. Посашков // Философские науки. 2017. № 6. С. 104–120.
10. Дмитриева С. В. Индустрия 4.0 и цифровая трансформация в промышленном комплексе: внедрение современных технологий и инноваций для повышения производительности и конкурентоспособности / С. В. Дмитриева // Инновации и инвестиции. 2021. № 12. С. 290–293.
11. Антонов И. С. Цифровая трансформация предприятия как условие обеспечения его конкурентоспособности / И. С. Антонов // Организатор производства. 2021. Т. 29. № 2. С. 16–26.
12. Ларинов В. Г. Цифровая трансформация экономики / В. Г. Ларинов, Е. Н. Шереметьева, Л. А. Горшкова // Вестник Астраханского государственного технического университета. Серия: Экономика. 2022. № 1. С. 7–14.
13. Панкратов И. Ю. Цифровая трансформация: риски и угрозы, возможности и перспективы развития по материалам Гайдаровского форума-2019 «Россия и мир: Национальные цели развития и глобальные тренды» / И. Ю. Панкратов, Н. В. Свертилова, Е. Н. Лидэ // Государственная служба. 2019. № 3(119). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/tsifrovaya-transformatsiya-riski-i-ugrozyvozmozhnosti-i-perspektivy-razvitiya-po-materialam-gaydarovskogo-foruma-2019-rossiya-i (дата обращения: 28.10.2024).
14. Зайченко И. М. Цифровая трансформация бизнеса: подходы и определения / И. М. Зайченко, А. И. Левина, А. С. Дуборн // Научный журнал НИУ ИТМО. Серия: Экономика и экологический менеджмент. 2020. № 2. С. 205–212.
15. Темников А. О. Информационный подход к цифровой трансформации промышленного холдинга: механизм распределения ресурсов: автореф. дис. … канд. экон. наук / А. О. Темников. Челябинск: Изд. центр ЮУрГУ, 2023. 25 c.
16. Шумпетер Й. А. Четвёртая индустриальная революция / Шумпетер Й. А. Нью-Йорк: Crown Business, 2016. 236 с.
17. Адаменко А. А. Стратегия цифровой трансформации организации / А. А. Адаменко, И. И. Михалев // Естественно-гуманитарные исследования. 2023. № 1. С. 10–15.
18. Акимов А. А. Цифровая трансформация: основные тенденции и влияние на систему управления персоналом предприятия / А. А. Акимов, А. И. Тихонов // Вестник академии знаний. 2020. № 38. С. 36–43.
19. Ценжарик М. К. Цифровая трансформация компаний: стратегический анализ, факторы влияния и модели / М. К. Ценжарик, Ю. В. Крылова, В. И. Стешенко // Вестник Санкт-Петербургского университета. Экономика. 2020. Т. 36. Вып. 3. С. 399–402.
20. Портер М. Э. Почему каждой организации нужна стратегия дополненной реальности / М. Э. Портер, Д. Э. Хеппелманн // Гарвардская бизнес-школа. 2017. Ноябрь – декабрь. С. 46–56.
21. Адаменко А. А. Стратегия цифровой трансформации организации / А. А. Адаменко, И. И. Михалев // ЕГИ. 2023. № 45(1). С. 10–16.
22. Вертакова Ю. В. Методы и инструменты цифровой трансформации предприятий агропромышленного комплекса в условиях индустрии 4.0 / Ю. В. Вертакова, И. Н. Булгакова, Ш. Дин // π-Economy. 2023. № 5. С. 109–122.
23. Вологин А. Е. Характеристика процесса цифровой трансформации: Новые возможности и вызовы, порождаемые цифровой трансформацией / А. Е. Вологин // Теория и практика сервиса: экономика, социальная сфера, технологии. 2023. № 1. С. 17–20.
24. Суходоев Н. Д. Цифровизация бизнес-процессов / Н. Д. Суходоев // Актуальные проблемы социально-экономической статистики и цифровизации экономических расчетов. Нижний Новгород: НИ НГУ имени Н. И. Лобачевского, 2023. С. 618–621.
25. Подготовка бизнеса к цифровизации и его адаптация / Е. А. Алексеева, А. А. Гракун, Е. Д. Доморацкий, А. Д. Лычакова // Финансовый бизнес. 2022. № 1(223). С. 3–7.
26. Зиндер Е. З. Управление балансом стратегического и тактического в реализации цифровых предприятий и электронных правительств / Е. З. Зиндер // Информационное общество, 2017. С. 9–22. URL: http://emag.iis.ru/arc/infosoc/emag.nsf/BPA (дата обращения: 18.01.2025).
Рецензия
Для цитирования:
Мухин В.В., Кузнецов И.А. Специфика совершенствования организационно-экономического инструментария по развитию механизма цифровой трансформации бизнес-процессов на сервисных предприятиях. Вестник Северо-Кавказского федерального университета. 2025;(2):108-119. https://doi.org/10.37493/2307-907X.2025.2.10
For citation:
Mukhin V.V., Kuznetsov I.A. Peculiarities of improving organizational and economic tools for the development of mechanism for digital transformation of business processes in service enterprises. Newsletter of North-Caucasus Federal University. 2025;(2):108-119. (In Russ.) https://doi.org/10.37493/2307-907X.2025.2.10