Оценка уровня цифровой зрелости национальной системы налогового администрирования
https://doi.org/10.37493/2307-907X.2025.2.5
Аннотация
Введение. Существует необходимость в повышении эффективности налогового администрирования в условиях динамично развивающегося цифрового мира. Модели цифровой зрелости являются важным инструментом для оценки состояния национальных систем налогового администрирования и разработки соответствующих стратегий развития. Введение цифровых технологий в налоговую сферу может значительно улучшить взаимодействие между государственными органами и налогоплательщиками, повысить качество налоговых услуг и обеспечить более эффективный контроль за уплатой налогов.
Цель. Оценка уровня цифровой зрелости системы налогового администрирования Российской Федерации.
Материалы и методы. Оценка производилась с учетом таких факторов, как развитие инструментов налогового контроля и мониторинга, доступность технологических ресурсов и сложность выполняемых задач. Для этого использовались качественные и количественные исследования, включая анализ нормативных документов, существующих моделей цифровой зрелости и практики их применения в налоговом администрировании.
Результаты и обсуждение. Результаты исследования выявили, что российская система налогового администрирования завершила цифровую трансформацию на первом уровне. Взаимодействие между налоговыми органами и налогоплательщиками теперь осуществляется через онлайн-платформы и веб-сайт ФНС России, что позволяет обеспечивать доступ к актуальной информации и предоставлять необходимые сервисы. Однако переход на второй уровень цифровой зрелости практически завершен только с некоторыми оговорками, в частности, отсутствует возможность анализа электронных счетов в режиме реального времени. Для достижения полного завершения цифровой трансформации необходимо внедрять передовые информационно-аналитические инструменты, такие как технологии больших данных, искусственный интеллект и блокчейн.
Заключение. Российская система налогового администрирования уверенно движется к полной цифровой трансформации, однако для достижения более высокого уровня зрелости необходимо дальнейшее развитие технологических возможностей и внедрение передовых решений. Это создаст условия для более эффективного взаимодействия с налогоплательщиками и повышения качества налоговых услуг, что будет способствовать улучшению налогового климата в стране.
Ключевые слова
Об авторе
Э. О. БалаевРоссия
Эмин Оруджович Балаев – аспирант кафедры финансов и кредита
Researcher ID: MAH-4701-2025
д. 1, ул. Пушкина, Ставрополь, 355017, Российская Федерация
Список литературы
1. Вишневский В. П. Принципы налогообложения для цифровой экономики / В. П. Вишневский // Terra Economicus. 2022. Т. 20. № 2. С. 59–71.
2. Удахина С. В. Анализ моделей оценки уровня готовности к цифровым трансформациям / С. В. Удахина, М. А. Косухина // Математические методы и модели в высокотехнологичном производстве: тезисы докладов I Международного форума. СПб., 2021. С. 303–305.
3. Bal A. Ruled by Algorithms: The Use of "Black Box" Models in Tax Law // Tax Notes International. 2019. Vol. 95(12). P. 1159–1165.
4. Bevacqua J. Tax Authority Immunity in a Digital Tax Administration World // EJournal of Tax Research. 2020. Vol. 18(2). P. 402–440.
5. Houser K. A., Sanders. D. The Use of Big Data Analytics by the IRS: Efficient Solutions or the End of Privacy as We Know It? // Vanderbilt Journal of Entertainment and Technology Law. 2017. Vol. 19(4). P. 817–872.
6. OECD. FTS of Russia and Forum on Tax Administration. Tax Administration Digital Maturity Assessment Model: Big Data, Portals and Natural Systems. Survey results. Paris, OECD Publishing; 2017. 89 р.
7. OECD. Tax Administration 3.0: The Digital Transformation of Tax Administration. Paris, OECD Publishing; 2012. 101 р.
8. OECD. Technologies for Better Tax Administration: A Practical Guide for Revenue Bodies. Paris, OECD Publishing; 2018. 174 р.
9. OECD. Advanced Analytics for Better Tax Administration: Putting Data to Work. Paris, OECD Publishing; 2017. 89 p.
10. Rahmati M. H., Jalilvand M. R. An optimal organizational excellence model for the public sector // International Journal of Quality & Reliability Management. 2024. Vol. 41. No. 3. P. 944–963.
11. Lambert F., Carley, K. M. A Framework for Digital Maturity Assessment. Journal of Digital Innovation. 2019. No. 1(1). Р. 1–16.
12. Westerman G., Bonnet, D., McAfee A. Leading Digital: Turning Technology into Business Transformation. Harvard Business Review Press. 2014. Р. 12–19.
13. Kane G. C., Palmer D., Phillips A. N., Kiron, D. Strategy, Not Technology, Drives Digital Transformation. MIT Sloan Management Review. 2015.
14. Homburg C., Gassen, J. The Impact of Digital Maturity on Customer Behavior. Journal of Business Research. 2020. No.113. Р. 156–166.
15. Digital Leadership Ltd. Digital maturity framework 2019. URL: https://digitalmaturity.org/ (accessed: 05.01.2025).
Рецензия
Для цитирования:
Балаев Э.О. Оценка уровня цифровой зрелости национальной системы налогового администрирования. Вестник Северо-Кавказского федерального университета. 2025;(2):56-65. https://doi.org/10.37493/2307-907X.2025.2.5
For citation:
Balaev E.O. Assessment of the level of digital maturity of the national tax administration system. Newsletter of North-Caucasus Federal University. 2025;(2):56-65. (In Russ.) https://doi.org/10.37493/2307-907X.2025.2.5