Роль воспитательной и идеологической работы в подготовке преподавателей в университетах Белоруссии
https://doi.org/10.37493/2307-907X.2025.1.21
Аннотация
Введение. Современная образовательная парадигма предполагает создание социокультурной среды, где осуществляется становление гражданина как субъекта духовного и интеллектуального саморазвития, как носителя идеологии, ценностей, норм преобразования действительности. Актуальность проблемы исследования обусловлена необходимостью качественной профессиональной подготовки будущих преподавателей.
Цель. Рассмотреть роль воспитательной и идеологической работы в обеспечении эффективных результатов профессионального обучения (на примере подготовки преподавателей иностранных языков в университетах Белоруссии), описать поэтапное осуществление идеологического сопровождения учебно-воспитательного процесса.
Материалы и методы. Исследование построено на теоретическом анализе научных источников по исследуемой проблеме, а также изучении педагогического опыта Белорусского государственного университета.
Результаты и обсуждение. В ходе работы обозначены приоритетные направления в организации воспитательной и идеологической работы в профессиональном становлении специалистов, которые обеспечивают духовное и нравственное развитие личности. Результаты исследования направлены на решение проблем качественной профессиональной подготовки будущего преподавателя иностранных языков.
Заключение. По итогам проведенного исследования сделан вывод о том, что профессиональная подготовка преподавателей иностранных языков возможна на основе учета комплекса условий и требований: поэтапная идеологическая работа, организуемая кафедрой, должна отвечать целям и задачам государственной политики, проводиться системно с профессорско-преподавательским составом, со студентами и обслуживающим персоналом кафедры, обеспечивать условия для формирования активности студентов в рамках мероприятий социально-политической направленности, а также создания преподавателем ситуаций, оптимальных для осуществления намеченных задач в процессе подготовки к непосредственной деятельности со студентами и анализу проведенной работы, моделирования системы идеологического воздействия на предстоящую деятельность.
Ключевые слова
Об авторах
Н. Л. Нижнева-КсенофонтоваБеларусь
Надежда Леонидовна Нижнева-Ксенофонтова, доктор гуманитарных наук в области языкознания, старший преподаватель
кафедра риторики и методики преподавания языка и литературы
220030; д. 4, пр-т Независимости; Минск
Н. Н. Нижнева
Беларусь
Наталья Николаевна Нижнева, доктор педагогических наук, профессор, профессор кафедры
кафедра английского языкознания
220030; д. 4, пр-т Независимости; Минск
AuthorID: 1032184
А. Г. Михайлова
Россия
Алла Григорьевна Михайлова, старший преподаватель
кафедра иностранных языков
299053; д. 33, ул. Университетская; Севастополь
Scopus ID: 57210567175, Researcher ID: GQQ-9025-2022, Author ID: 779856
Список литературы
1. Методика воспитательной работы: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Л. А. Байкова, Л. К. Гребенкина, О. В. Еремкина и др.; под ред. В. А. Сластенина. М.: Академия, 2004. 144 с.
2. Архангельский С. И. Учебный процесс в высшей школе, его закономерные основы и методы / С. И. Архангельских. М.: Высш. школа, 1980. 368 с.
3. Блоховцова Г. Г. Перспективы развития дистанционного образования. Преимущества и недостатки / Г. Г. Блоховцова, А. С. Волохатых // Символ науки: международный научный журнал. 2016. № 10-2. С. 119−121.
4. Вяткин Б. А. Лекции по психологии интегральной индивидуальности человека : учеб. пособие. 2-е изд., перераб. и доп./ Б. А. Вяткин. М: Изд-во НПО «Модэк», 2007. 352 с.
5. Уткин Э. А. Мотивационный менеджмент : учебник / Э. А. Вяткин. М.: ЭКСМО, 2007. C. 145.
6. Zhi R. English as a foreign language teachers’ professional success, loving pedagogy and creativity: A structural equation modeling approach / R. Zhi, Yo. Wang // Thinking Skills and Creativity. Vol. 49. 2023. 101370. doi: 10.1016/j.tsc.2023.101370
7. Noughabi M. A. Developing foreign language teacher enjoyment among Iranian and Turkish EFL teachers: A cross-cultural study / M. A. Noughabi, E. Yüce, N. Fekri // System. Vol. 123.2024. 103308. doi: 10.1016/j.system.2024.103308
8. Wang N. The relationship between teacher mindfulness and creative teaching of college English foreign language teachers: A multiple mediating model / N. Wang. System. Vol. 123. 2024. 103345 doi: 10.1016/j.system.2024.103345
9. Unmasking the challenges in ideological and political education in China : A thematic review / S. Ouyang, W. Zhang, J. Xu., et. al. // Heliyon. Vol. 10. Issue 8. 2024. Article No. e29176 doi: 10.1016/j.heliyon.2024.e29176.
10. A study on the effectiveness of self-assessment learning system of ideological and political education for college students / S. Yue, J. Wei, H. Aziz, et. al. // Learning and Motivation. Vol. 84. Article No. 101929. doi: 10.1016/j.lmot.2023.101929
11. Burón J. Enseňar a aprender. Introducción a la metacognición / J. Burón // Bilbao: Mensajero; 1993. 157 p.
12. Гордиенко Т. П. Развитие профессионально-личностной позиции преподавателя / Т. П. Гордиенко, А. И. Мезенцева, А. Г. Михайлова // Проблемы современного педагогического образования. 2023. № 81-1. С. 22–26.
13. Mikhaylova A. G. The role of corpora in foreign language education / A. G. Mikhaylova // Scientific Notes of V.I. Vernadsky Crimean Federal University. Philological sciences. 2024. Vol. 10. No. 1. P. 185-192.
14. Нижнёва Н. Н., Михайлова А. Г., Нижнева-Ксенофонтова Н. Н. Развитие аксиологического потенциала личности с целью актуализации межсубъектных отношений / Н. Н. Нижнёва, А. Г. Михайлова, Н. Н. Нижнева-Ксенофонтова // Векторы развития контекстного образования : коллективная монография. Воронеж, 2022. С. 257–271.
Рецензия
Для цитирования:
Нижнева-Ксенофонтова Н.Л., Нижнева Н.Н., Михайлова А.Г. Роль воспитательной и идеологической работы в подготовке преподавателей в университетах Белоруссии. Вестник Северо-Кавказского федерального университета. 2025;(1):190-196. https://doi.org/10.37493/2307-907X.2025.1.21
For citation:
Nizhneva-Ksenofontova N.L., Nizhneva N.N., Mikhaylova A.G. Development of speed and strength abilities of students in mini-football sectional classes. Newsletter of North-Caucasus Federal University. 2025;(1):190-196. (In Russ.) https://doi.org/10.37493/2307-907X.2025.1.21