Развитие скоростно-силовых способностей студентов в рамках секционных занятий по мини-футболу
https://doi.org/10.37493/2307-907X.2025.1.18
Аннотация
Введение. Мини-футбол – это высокоинтенсивная игра, требующая от игроков предельной концентрации и проявления физических способностей на протяжении всего матча. Согласно данным различных исследований, во многом результативность современного футболиста зависит от его способностей реализовывать свои показатели скоростно-силовых возможностей в процессе игровой деятельности. На современном этапе развития футбола требования к заявленной проблеме остаются весьма актуальными. Проявление заявленных физических способностей создает возможности для реализации тактических и технических параметров современного игрового формата в футболе.
Цель. Способствовать повышению показателей эффективности физических способностей через применение комплекса специальных упражнений у студентов, занимающихся в секции по мини-футболу.
Материалы и методы. Нами рассмотрен и обобщен опыт, описанный в трудах И. А. Григорьева, А. Ю. Липовка, А. В. Черкасова, А. А. Гужаловского, М. А. Годик, А. П. Скородумова. Для достижения цели применялся педагогический эксперимент, составлены контрольные испытания и математико-статистическим методом проведен анализ полученных данных.
Результаты и обсуждение. Предложенные нами новации позволили реализовать заявленную цель исследования. Определены достоверные изменения в уровне развития физических способностей в рамках контрольных испытаний скоростно-силовых способностей у студентов среднего профессионального образования, занимающихся по дополнительной общеобразовательной программе в секции мини-футбола.
Заключение. Апробация комплекса упражнений с применением метода круговой тренировки доказала свою эффективность. Представленная блочная структура позволила расширить вариативность применяемых упражнений в тренировочном процессе. Результаты педагогического эксперимента выявили положительное влияние разработанного комплекса на секционных занятиях у студентов среднего профессионального образования по мини-футболу.
Об авторах
А. М. ДауровРоссия
Аслан Маметбиевич Дауров, кандидат педагогических наук, доцент
кафедра физического воспитания и адаптивной физической культуры
355029; ул. Ленина, 417 «А»; Ставрополь
Researcher ID: ABH-8964-2022
А. В. Агеев
Россия
Алексей Викторович Агеев, кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры
кафедра физического воспитания и адаптивной физической культуры
355029; ул. Ленина, 417 «А»; Ставрополь
Researcher ID: LTF-5433-2024
С. В. Касьянов
Россия
Сергей Владимирович Касьянов, кандидат философских наук, доцент, доцент кафедры
кафедра физической культуры
355017; д. 1, ул. Пушкина; Ставрополь
Researcher ID: KHU-8756-2024
Н. В. Махновская
Россия
Надежда Владимировна Махновская, кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры
кафедра физического воспитания и адаптивной физической культуры
355029; ул. Ленина, 417 «А»; Ставрополь
Researcher ID: KHW-3950-2024
Список литературы
1. Годик М. А., Скородумова А. П. Комплексный контроль в спортивных играх / М. А. Годик, А. П. Скородумова. М.: Советский спорт, 2010. 332 с.
2. Гужаловский А. А. Основы теории и методики физической культуры : учеб. для техн. физ. культ / А. А. Гужаловский. М.: Физкультура и спорт, 1986. 352 с.
3. Григорьев И. А. Физическая культура. Мини-футбол в системе дополнительного образования : учебное пособие / И. А. Григорьев, А. Ю. Липовка, А. В. Черкасов. СПб.: Политехнический ун-т, 2018. 91 с.
4. Матвеев А. П. Физическая культура. 5–11 классы: базовый и профильный уровни / А. П. Матвеев. М.: Просвещение, 2007. 143 с.
5. Минтруд России: Федеральный проект «Спорт – норма жизни». URL: https://mintrud.gov.ru/ministry/programms/demography/5 (дата обращения: 22. 11. 2024).
6. Навигатор дополнительного образования детей Ставропольского края. URL: https://xn--26-kmc.xn--80aafey1amqq.xn--d1acj3b/program/16690-minifutbol?ysclid=m3lgwa81rq606913526 (дата обращения: 18. 11. 2024).
7. Об утверждении федерального стандарта спортивной подготовки по виду спорта «футбол»: Приказ Министерства спорта Российской Федерации от 16. 11. 2022 № 1000 (Зарегистрирован 13. 12. 2022 № 71480). URL: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202212130045?index=17 (дата обращения: 22. 11. 2024).
8. Петров П. К. Математико-статистическая обработка и графическое представление результатов педагогических исследований с использованием информационных технологий : учеб. пособие. Ижевск: Удмуртский университет, 2013. 179 с.
9. Программа спортивной подготовки по виду спорта «футбол» и методическое пособие : учебное пособие / О. П. Банк, С. В. Братенко, М. О. Нагорная. Астрахань: Сорокин Роман Васильевич, 2018. 90 с.
10. Теория и методика избранного вида спорта (футбол) : учебное пособие для обучающихся по направлениям подготовки 49.03.01 Физическая культура, 49.03.04 Спорт / М. Ю. Нифонтов [и др.]. СПб., 2023. 145 с.
Рецензия
Для цитирования:
Дауров А.М., Агеев А.В., Касьянов С.В., Махновская Н.В. Развитие скоростно-силовых способностей студентов в рамках секционных занятий по мини-футболу. Вестник Северо-Кавказского федерального университета. 2025;(1):167-172. https://doi.org/10.37493/2307-907X.2025.1.18
For citation:
Daurov A.М., Ageev A.V., Kasyanov S.V., Makhnovskaya N.V. Development of speed and strength abilities of students in mini-football sectional classes. Newsletter of North-Caucasus Federal University. 2025;(1):167-172. (In Russ.) https://doi.org/10.37493/2307-907X.2025.1.18