Preview

Вестник Северо-Кавказского федерального университета

Расширенный поиск

Применение рабочей тетради как эффективного дидактического средства преподавания русского языка в организациях среднего профессионального образования

https://doi.org/10.37493/2307-907X.2025.1.17

Аннотация

Введение. Современному российскому обществу для устойчивого развития необходимы высококлассные эрудированные профессионалы. Русский язык является основой профессионального и культурного общения, средством официально-деловой и публичной коммуникации. В условиях ограниченного учебным планом времени обучающимся важно получить знания, умения, навыки, способствующие дальнейшей успешной профессиональной деятельности.

Цель. Целью исследования является подтверждение эффективности и целесообразности использования рабочей тетради в качестве дидактического средства для самостоятельного освоения учебного материала в рамках применения компетентностного и деятельностного подходов к обучению.

Материалы и методы. В работе использовались общенаучные и общедидактические методы: анализ научно-методической литературы, педагогическое наблюдение, описательный и эмпирический методы.

Результаты и обсуждение. В качестве материала для исследования использовались разработанные группой авторов рабочие тетради по русскому языку и родному (русскому) языку, применяемые на занятиях со студентами колледжа «Синергия» (г. Москва). Тщательный подбор форм и содержания заданий рабочей тетради облегчает обучающимся усвоение дисциплины, способствует продуктивному использованию времени, отведенного на практическое занятие. Важно повторить все темы курса, обратить внимание студентов на имеющиеся у них пробелы, при этом нужно контролировать качество выполнения заданий.

Заключение. Исследование показало, что использование рабочей тетради в учебном процессе организаций СПО способствует повышению эффективности усвоения учебного материала в условиях аудиторной и самостоятельной работы. При этом классические формы заданий и упражнений эффективны для решения различных учебно-методических задач. Практика показала, что применение рабочей тетради на каждом занятии положительно отразилось на овладении обучающимися грамматическими и стилистическими навыками, что было также подтверждено высокими результатами учащихся на итоговом письменном экзамене в конце первого курса.

Об авторах

Л. М. Гареева
Московский финансово-промышленный университет «Синергия»
Россия

Лилия Махмутовна Гареева, кандидат филологических наук, доцент

125315; д. 80Б, корп. 4, Ленинградский пр-т; Москва



А. В. Малкина
Московский финансово-промышленный университет «Синергия»
Россия

Алла Владимировна Малкина, старший преподаватель

125315; д. 80Б, корп. 4, Ленинградский пр-т; Москва



Т. В. Манджиева
Московский финансово-промышленный университет «Синергия»
Россия

Тамара Владимировна Манджиева, кандидат экономических наук, доцент

125315; д. 80Б, корп. 4, Ленинградский пр-т; Москва



Список литературы

1. О государственном языке Российской Федерации Федеральный закон от 01. 06. 2005 № 53-ФЗ. URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_53749/ (дата обращения: 25. 09. 2024).

2. Львов М. Р. Общие вопросы методики русского языка : учебное пособие / М. Р. Львов. М. : МГПИ, 1983. 88 с.

3. Методика преподавания русского языка в школе : учебник для студ. высш. пед. учеб. заведений / М. Т. Баранов, Н. А. Ипполитова, Т. А. Ладыженская, М. Р. Львов; под ред. М. Т. Баранова. М.: Академия, 2001. 368 с.

4. Алексеева Л. П. Технологии применения рабочих тетрадей в профессиональной образовательной организации / Л. П. Алексеева // German International Journal of Modern Science. Pedagogical Science. 2021. № 7. С. 44–46.

5. Рубинштейн С. Л. Принцип творческой самодеятельности (К философским основам современной педагогики) / С. Л. Рубинштейн // Научный архив «Вопросы психологии», 1980–1989. С. 101–107.

6. Осмоловская И. М. Дидактика: от классики к современности : монография / И. М. Осмоловская. М.; СПб.: Нестор-История, 2020. 248 с.

7. Пичугина Г. В. Образовательная область «Технология»: каким быть учебнику / Г. В. Пичугина. М.: Научная цифровая библиотека PORTALUS.RU. Дата обновления: 18 октября 2007. URL: https:// portalus.ru/modules/shkola/rus_readme.php?subaction=showfull&id=1192709612&archive=1196815207&start_from=&ucat=& (дата обращения: 14. 10. 2024)

8. Фрик О. В. Разработка и применение рабочей тетради как образовательного средства для организации самостоятельной работы студента / О. В. Фрик // Вестник Сибирского института бизнеса и информационных технологий. 2019. № 4 (32). С. 35–40.

9. Русский язык : рабочая тетрадь: углубленный уровень / Ю. В. Сложеникина, Л. М. Гареева, Т. В. Манджиева [и др.]; под ред. Ю. В. Сложеникиной. М.: Университет «Синергия», 2023. 242 с.

10. Родной язык : рабочая тетрадь: углубленный уровень / Ю. В. Сложеникина, Л. М. Гареева, Т. В. Кравчук [и др.]; под ред. Ю. В. Сложеникиной. М.: Университет «Синергия», 2024. 204 с.

11. Тишина Е. В. Особенности использования этимологического комментария как средства формирования интереса учащихся к обучению на уроках русского языка в учреждениях среднего профессионального образования / Е. В. Тишина, Т. В. Манджиева, С. П. Черкашина // Russian Linguistic Bulletin (Русский лингвистический бюллетень). 2023. № 12 (48). URL: https://rulb.org/archive/12-48-2023-december/10.18454/RULB.2023.48.30 (дата обращения 26. 09. 2024).

12. Методика преподавания общеобразовательной дисциплины «Родной язык (русский)» (проект) / А. Н. Жукова, Т. В. Кудоярова, И. А. Замилова [и др.]. Институт развития профессионального образования. М.: ИРПО, 2022. 60 с. URL: https://firpo.ru/netcat_files/26/75/h_6907f82766dc30a7beec4688f1176247 (дата обращения: 25. 09. 2024).

13. Верховых Л. Н. Актуальные вопросы методики преподавания русского родного языка / Л. Н. Верховых // Неофилология. 2021. Т. 7. № 28. С. 618–625.

14. Федоренко Л. П. Принципы обучения русскому языку / Л. П. Федоренко. М.: Просвещение, 1973. 160 с.

15. Черкашина С. П. Причины и характер нарушений орфоэпических норм русского языка / С. П. Черкашина // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. 2020. № 7(150). С. 106–111.

16. Голобокова Г. И. Самостоятельная работа студентов в условиях реализации компетентностного подхода подготовки специалиста в вузе / Г. И. Голобокова // Трансграничье в изменяющемся мире: образование и международное сотрудничество (Россия – Китай – Монголия) : материалы Международной научно-практической конференции ЗабГГПУ (Чита, 17–19 октября 2007 г.) Чита: ЗабГГПУ, 2008. C. 36–42.

17. Медведев А. М. Деятельностный подход как ориентир современного образования: исходное содержание и риски редукции / А. М. Медведев, И. В. Жуланова // Мир науки. Педагогика и психология. 2021. № 2. URL: https://mir-nauki.com/PDF/20PSMN221.pdf (доступ свободный). Загл. с экрана. Яз. рус., англ.


Рецензия

Для цитирования:


Гареева Л.М., Малкина А.В., Манджиева Т.В. Применение рабочей тетради как эффективного дидактического средства преподавания русского языка в организациях среднего профессионального образования. Вестник Северо-Кавказского федерального университета. 2025;(1):158-166. https://doi.org/10.37493/2307-907X.2025.1.17

For citation:


Gareeva L.M., Malkina A.V., Mandzhieva T.V. The use of a workbook as an efficient didactic means of teaching Russian in secondary vocational education organizations. Newsletter of North-Caucasus Federal University. 2025;(1):158-166. (In Russ.) https://doi.org/10.37493/2307-907X.2025.1.17

Просмотров: 235


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2307-907X (Print)