Модель персонифицированной образовательной программы курсов повышения квалификации педагогических кадров: андрагогический подход
https://doi.org/10.37493/2307-907X.2025.2.19
- Р Р‡.МессенРТвЂВВВВВВВВжер
- РћРТвЂВВВВВВВВнокласснРСвЂВВВВВВВВРєРСвЂВВВВВВВВ
- LiveJournal
- Telegram
- ВКонтакте
- РЎРєРѕРїРСвЂВВВВВВВВровать ссылку
Полный текст:
Аннотация
Введение. В статье рассматриваются организационно-методические вопросы системы повышения квалификации педагогических кадров исходя из индивидуальных особенностей и профессионального опыта взрослых обучающихся. Авторы акцентируют внимание на важности внедрения персонализированной практики повышения квалификации педагогов и организации, релевантных образовательным запросам педагогов и рынка педагогического труда. В качестве инструмента предлагается разработка и внедрение в организацию курсов повышения квалификации педагогов персонифицированных образовательных программ.
Цель. Разработка модели проектирования персонифицированных образовательных программ курсов повышения квалификации с учетом андрагогических принципов.
Материалы и методы. В работе использованы методы контент-анализа литературы, нормативных документов, касающихся темы исследования и проектирования.
Результаты и обсуждение. В результате проведенного контент-анализа научно-методической литературы по теме исследования и материалов Концепции развития педагогических кадров определены наиболее часто встречающиеся факторы, вызывающие сложность в организации процесса повышения квалификации педагогов и его результатов. Исходя из полученных данных сделаны выводы о необходимости усиления педагог-центрированной политики в организации и персонализированном сопровождении процесса обучения педагогов. Разработанная на принципах андрагогического подхода к обучению взрослых модель проектирования персонифицированных образовательных программ курсов повышения квалификации подтверждает практическую значимость исследования. Модель представлена в виде рисунка с целью наглядной демонстрации того, как андрагогические принципы учитываются на всех этапах проектирования персонифицированной программы курсов повышения квалификации.
Заключение. В заключении исследования описаны преимущества применения персонифицированных образовательных программ разработанных с учетом принципов андрагогической науки в системе повышения квалификации. Сделанные выводы послужили основанием для рекомендации к внедрению модели персонализированных образовательных программ в систему дополнительного профессионального образования с целью повышения эффективности процесса развития профессионально-личностных ресурсов педагогических кадров.
Об авторах
О. В. БережнаяРоссия
Ольга Владимировна Бережная – кандидат педагогических наук, доцент, декан факультета дополнительных образовательных программ, ВРИО заведующего кафедрой дополнительного образования
AuthorID: 749327
д. 417А, ул. Ленина, Ставрополь, 355029, Российская Федерация
А. Л. Коблева
Россия
Анжела Лионтьевна Коблева – кандидат психологических наук, доцент, доцент кафедры дополнительного образования
AuthorID: 344900
д. 417А, ул. Ленина, Ставрополь, 355029, Российская Федерация
Список литературы
1. Дрешер Ю. Н. Психолого-андрагогическая диагностика как средство обеспечения эффективности обучения взрослых / Ю. Н. Дрешер // Национальная ассоциация ученых. 2015. № 8-2(13). С. 22-26.
2. Ильевич Т. П. Андрагогический подход к педагогическому моделированию в системе непрерывного профессионального образования / Т. П. Ильевич, Е. В. Жолтяк // Современные проблемы науки и образования. 2020. № 3. URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=29774 (дата обращения: 11.02.2025).
3. Теория и практика персонифицированного обучения / С. В. Кондратьев. Москва: ИНФРА-М, 2021. 273 с.
4. Развитие системы непрерывного повышения квалификации педагогических кадров в условиях реализации региональной инновационной площадки / Г. А. Павлищук // Инновационное развитие профессионального образования. 2024. № 3(43). С. 84-89.
5. Пак Л Г. Андрагогические направления сопровождения педагогов в условиях цифровой трансформации образования / Л. Г. Пак, Н. А. Иванищева, Л. А. Кочемасова // Нижегородское образование. 2023.
6. № 3. С. 4-13. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/andragogicheskie-napravleniya-soprovozhdeniyapedagogov-v-usloviyah-tsifrovoy-transformatsii-obrazovaniya (дата обращения: 12.02.2025).
7. Об утверждении Концепции подготовки педагогических кадров для системы образования на период до 2030 года: Распоряжение Правительства РФ от 24 июня 2022 г. № 1688-р. URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_420869 (дата обращения: 11.02.2025).
8. Соловьева Ю. А. Персонализация профессионального развития педагогов в формальном и неформальном повышении квалификации / Ю. А. Соловьева, Е. А. Нагрелли // Отечественная и зарубежная педагогика. 2018. Т. 1. № 2(49). С. 20-28.
9. Суменко Л. В. Исследование гражданско-патриотического воспитания учащейся молодежи / Л. В. Суменко, Р. П. Абдуллаев // Вестник Северо-Кавказского федерального университета. 2023. № 2. С. 246-255. https://doi.org/10.37493/2307-907X.2023.2.29
10. Тащева А. И. Актуальные проблемы психолого-педагогического сопровождения подготовки педагогов в инновационной образовательной среде / А. И. Тащева, С. В. Гриднева, М. Р. Арпентьева // Ярославский педагогический вестник. 2023. № 1(130). С. 57-65.
11. Цквитария Т. А. Образование взрослых в изменяющихся условиях: современные тренды / Т. А. Цквитария // Современные проблемы науки и образования. 2023. № 5. URL: https://scienceeducation.ru/ru/article/view?id=33013 (дата обращения: 11.02.2025).
Рецензия
Для цитирования:
Бережная О.В., Коблева А.Л. Модель персонифицированной образовательной программы курсов повышения квалификации педагогических кадров: андрагогический подход. Вестник Северо-Кавказского федерального университета. 2025;(2):205-212. https://doi.org/10.37493/2307-907X.2025.2.19
For citation:
Berezhnaya O.V., Kobleva A.L. A model of a personalized educational program of advanced training courses for teaching staff: andragogical approach. Newsletter of North-Caucasus Federal University. 2025;(2):205-212. (In Russ.) https://doi.org/10.37493/2307-907X.2025.2.19