Preview

Вестник Северо-Кавказского федерального университета

Расширенный поиск

Профессиональное самоопределение школьников: тенденции и затруднения формирования

https://doi.org/10.37493/2307-907X.2025.2.22

Аннотация

Введение. В настоящее время в России основополагающие идеи профориентации подрастающего поколения заключены в Единую модель профессиональной ориентации. Согласно данной модели, профориентационная работа выстраивается в систему на базе общеобразовательных организаций для обучающихся 6–11 классов и направлена на формирование у них готовности к осознанному выбору будущей профессии – профессиональному самоопределению.
Цель. Выделение текущих тенденций при работе со школьниками по формированию у них готовности к профессиональному самоопределению и выявление возможных трудностей на этом пути.
Материалы и методы. Исследование построено на анализе и педагогической интерпретации современных научных исследований, освещающих вопросы профориентации учащихся общеобразовательных учреждений, действующих нормативных документов, регулирующих данный процесс. Реализация комплекса диагностических методик позволила выявить ряд проблем, связанных с профессиональным самоопределением у 9-классников. Эмпирическим исследованием были охвачены ученики 9 непрофильного класса общеобразовательной школы, поскольку они не смогли определиться с профилем обучения ранее.
Результаты и обсуждение. В ходе работы обнаружено, что многие школьники испытывают неопределенность в выборе профессии. Выявлены значительные пробелы в знаниях обучающихся о базовых понятиях профессиональной деятельности. Преобладание социальных и материальных факторов создает конфликты и затруднения у подростков в принятии окончательного решения о выборе профессии. Отсутствие профильной ориентации у обучающихся говорит о том, что они в наименьшей степени имеют конкретные представления о своем будущем профессиональном пути. Результаты проведенного эмпирического исследования среди 9-классников общеобразовательной школы дают основание для следующих выводов. Значительная часть респондентов находится в состоянии «кризиса выбора» будущей профессии. Полученные данные в ходе диагностических процедур дают основание сделать выводы о наличии конкретных затруднений у подростков в процессе их профессионального самоопределения.
Заключение. Автор обосновывает и указывает на необходимость продолжения целенаправленной работы по формированию профессиональной идентичности у школьников с учетом выявленных у школьников затруднений.

Об авторе

Н. А. Нехороших
Елецкий государственный университет имени И.А.Бунина
Россия

Наталья Александровна Нехороших – кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры педагогики и профессионального образования

ResearcherID: AAG-6726-2020 ScopusID: 57220835019 AuthorID: 885597

д. 28, ул. Коммунаров, Елец, 399770, Российская Федерация 

 



Список литературы

1. Грецов А. Г. Психологические тесты для старшеклассников и студентов / А. Г. Грецов, А. А. Азбель. СПб.: Питер, 2012. 208 с.

2. Заиченко Н. А. Профессиональное самоопределение: готовность от 10 до 17 / Н. А. Заиченко, Е. А. Зельдина, М. В. Набокова // Народное образование. 2024. № 3(1506). С. 189–204.

3. Концепция профильных психолого-педагогических классов / Министерство просвещения Российской Федерации, Академия реализации государственной политики и профессионального развития работников образования Министерства просвещения Российской Федерации. М., 2021. 64 с.

4. Кох И. А. Ценности и профессиональное самоопределение студенческой молодежи / И. А. Кох, В. А. Орлов // Образование и наука. 2020. № 22(2). С. 141–168. https://doi.org/10.17853/1994-5639-2020-2-141-168

5. О внедрении единой модели профессиональной ориентации: письмо Министерства просвещения Российской Федерации № АБ-2324/05 от 1 июня 2023 г. URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/406995316/ (дата обращения: 02.12.2024).

6. Павлютенков Е. М. Формирование мотивов выбора профессии / Е. М. Павлютенков. Киев, 2012. 80 с.

7. Перспективы допрофессиональной педагогической подготовки школьников в современных условиях / Л. В. Байбородова, М. В. Груздев, А. М. Ходырев, [и др.] // Научный результат. Педагогика и психология образования. 2021. Т. 7. № 3. С. 3–13. https://doi.org/10.18413/2313-8971-2021-7-3-0-1

8. Резапкина Г. В. Психология и выбор профессии / Г. В. Резапкина. М.: Генезис, 2005. 208 с.

9. Череменская М. А. Подходы к пониманию профессионального самоопределения в социальной психологии / М. А. Черемынская // Национальный психологический журнал. 2024. № 19(1). С. 90–100. https://doi.org/10.11621/npj.2024.0106

10. Щипанова Д. Е. Профессиональное самоопределение личности как построение смыслов будущего: монография / Д. Е. Щипанова. Екатеринбург: Изд-во Рос. гос. проф.-пед. ун-та, 2020. 119 с.

11. Knysh I, Dubinka M, Kochubei O, Poliakov I, Tiahur V. Practices for readiness of future specialists for professional self-determination in the information society // Amazonia Investiga. 2022. No. 11(59). Р. 108–118. https://doi.org/10.34069/AI/2022.59.11.10

12. Wong C. Y. E., Liu W. C. Development of teacher professional identity: perspectives from self-determination theory // European Journal of Teacher Education. 2024. Р. 1–19. https://doi.org/10.1080/02619768.2024.2371981


Рецензия

Для цитирования:


Нехороших Н.А. Профессиональное самоопределение школьников: тенденции и затруднения формирования. Вестник Северо-Кавказского федерального университета. 2025;(2):233-241. https://doi.org/10.37493/2307-907X.2025.2.22

For citation:


Nekhoroshikh N.A. Professional self-determination of schoolchildren: trends and difficulties in formation. Newsletter of North-Caucasus Federal University. 2025;(2):233-241. (In Russ.) https://doi.org/10.37493/2307-907X.2025.2.22

Просмотров: 4


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2307-907X (Print)