Проблемы интеграции технологий искусственного интеллекта в образовательные программы для будущих государственных и муниципальных служащих
https://doi.org/10.37493/2307-907X.2025.1.15
Аннотация
Введение. В условиях активного внедрения технологий искусственного интеллекта в органы государственного управления и местного самоуправления интеграция данных технологий в образовательные программы высших учебных заведений становится одной из первостепенных задач для образовательных учреждений, ставящих перед собой цель подготовить высококвалифицированных специалистов, обладающих знаниями, умениями и навыками, в полной мере соответствующими современным запросам на рынке труда.
Цель. Определение базовых проблем, с которыми сталкиваются высшие учебные заведения при внедрении в свои образовательные программы технологий искусственного интеллекта, а также выявление факторов, под воздействием которых данные проблемы формируются.
Материалы и методы. Исследование построено на анализе процесса интеграции технологий искусственного интеллекта в образовательные программы для будущих государственных и муниципальных служащих, происходящей в рамках модернизации данных программ в свете современных требований институтов государственного и муниципального управления.
Результаты и обсуждение. В ходе работы определены проблемы, с которыми сталкиваются высшие учебные заведения при актуализации своих образовательных программ в части внедрения технологий искусственного интеллекта, рассмотрены формы проявления этих проблем и выявлены факторы, воздействие которых стало основой формирования данных проблем.
Заключение. По итогам проведенного исследования сделан вывод о том, что в процессе интеграции технологий искусственного интеллекта в образовательные программы для будущих государственных и муниципальных служащих система образования столкнулась с рядом проблем, базовыми из которых являются: дефицит квалифицированных кадров, отсутствие современной технической инфраструктуры и низкий уровень развития профильной нормативно-правовой базы. Каждая из указанных проблем сформировалась под влиянием прямых и косвенных факторов, часть из которых не является явно негативными и поэтому требует минимизации влияния лишь на процесс анализируемой интеграции. При этом актуальность выявленных проблем подтверждается формой их проявления, оказывающей воздействие как в рамках рассмотрения эффективности подготовки отдельного специалиста, так и в разрезе оценки учебного заведения в целом.
Об авторе
А. О. БиджиевРоссия
Артур Олегович Биджиев, аспирант
педагогический факультет
369202; д. 29, ул. Ленина; Карачаевск
Researcher ID: КЕH-4346-2024
Список литературы
1. Анненкова А. В. Искусственный интеллект: некоторые особенности внедрения в систему образования в условиях цифровизации общества и экономики / А. В. Анненкова // Международный научно-исследовательский журнал. 2023. № 9. С. 1–6.
2. Асадуллина А. В. Глобальные тренды в развитии и регулировании технологий искусственного интеллекта / А. В. Асадуллина, В. С. Белоусова // Вопросы инновационной экономики. 2023. № 2. С. 727–748.
3. Биджиев А. О. Целесообразность использования государственных информационных систем в процессе подготовки будущих государственных и муниципальных служащих / А. О. Биджиев, Л. А. Филимонюк // Научный вестник НГТИ. 2024. № 1. С. 15–19.
4. Бурганова Л. А. Готовность вузовских преподавателей к работе в цифровой образовательной среде: компетентностный подход / Л. А. Бурганова, О. В. Юрьева // Вестник экономики, права и социологии. 2021. № 2. С. 67–72.
5. Грязнов С. А. Проблемы взаимодействия вузов и работодателей в сфере информационных технологий / С. А. Грязнов, М. И. Кузнецов // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. 2024. № 8. С. 66–68.
6. Елисеева С. В. Проблемы финансирования деятельности государственных вузов в России / С. В. Елисеева // Известия Тульского государственного университета. Экономические и юридические науки. 2011. № 3. С. 179–184.
7. Индекс интеллектуальной зрелости отраслей экономики, секторов социальной сферы и системы государственного управления Российской Федерации // Национальный центр развития искусственного интеллекта при Правительстве Российской Федерации. URL: https://ai.gov.ru/knowledgebase/infrastruktura-ii/2023_indeks_intellektualynoy_zrelosti_otrasley_ekonomiki_sektorov_socialynoy_sfery_i_sistemy_gosudarstvennogo_upravleniya_rossiyskoy_federacii_ncrii_pri_pravitelystve_rf/ (дата обращения: 06. 12. 2024).
8. Коровникова Н. А. Искусственный интеллект в современном образовательном пространстве: проблемы и перспективы / Н. А. Коровникова // Социальные новации и социальные науки. 2021. № 2. С. 98–113.
9. Кущ Е. Н. Цифровая трансформация российской экономики в условиях санкционного давления / Е. Н. Кущ, В. А. Фурсов // Форпост науки. 2022. № 3. С. 21–25.
10. Лодде О. А. Актуальные проблемы цифровой трансформации образовательной среды вуза / О. А. Лодде // Современные проблемы науки и образования. 2021. № 5. С. 36.
11. Сухачёва Ж. И. Проблемы преподавания ИТ-дисциплин в вузах / Ж. И. Сухачёва, И. В. Воронин // Территория науки. 2014. № 5. С. 42-46.
Рецензия
Для цитирования:
Биджиев А.О. Проблемы интеграции технологий искусственного интеллекта в образовательные программы для будущих государственных и муниципальных служащих. Вестник Северо-Кавказского федерального университета. 2025;(1):143-150. https://doi.org/10.37493/2307-907X.2025.1.15
For citation:
Bidzhiev A.O. Problems of integrating artificial intelligence technologies into educational programmes for state and municipal employees. Newsletter of North-Caucasus Federal University. 2025;(1):143-150. (In Russ.) https://doi.org/10.37493/2307-907X.2025.1.15