Preview

Вестник Северо-Кавказского федерального университета

Расширенный поиск

Научно-практическое исследование условий развития мотивации и профилактики демотиваторов трудовой деятельности педагога

https://doi.org/10.37493/2307-907X.2024.6.25

Аннотация

Введение. Статья посвящена установлению внешних и внутренних условий развития мотивации трудовой деятельности. Автором проделан контент-анализ научно-практических работ, посвященных изучению и поиску наиболее эффективных путей, способствующих развитию деятельностной активности педагогов. Кроме того, в статье определены и перечислены наиболее часто встречающиеся барьеры, демотивирующие педагогов, снижающие возможности удовлетворения потребностей педагога как профессионального, так и личного характера. Рассмотрена и обоснована актуальность изучения вопроса мотивации трудовой деятельности педагогов, ввиду того что сегодня наблюдается тенденция осознания рисков и угроз будущему нашего общества в результате обесценивания педагогического труда и престижности профессии «педагог» в различных средствах массовой информации. При этом следует отметить, что режим педагогической деятельности становится все более многозадачным и характеризуется высокой степенью эмоциональных и психических нагрузок, так или иначе влияющих на работоспособность и психоэмоциональное состояние педагога. Не случайно современные ученые и все педагогическое сообщество озадачены поиском наиболее эффективных подходов к ресурсосбережению педагогов и поддержанию их мотивации к профессиональным достижениям. Таким образом, обоснована необходимость и актуальность разработки системы мотивации трудовой деятельности педагога.

Цель. Определить внутренние и внешние факторы, влияющие на качество педагогической деятельности и разработать матрицу системы мотивации труда педагогов.

Материалы и методы. Исследование построено на основе контент-анализа и метода быстрого исследования (quick research), а также использованы методика К. Замфир в модификации А. Реана «Мотивация профессиональной деятельности» и метод моделирования.

Результаты и обсуждение. Рассмотрены и проанализированы психолого-педагогические исследования, посвященные определению ключевых аспектов, как влияющих на развитие трудовой мотивации, так и выступающих в роли барьеров эффективной педагогической деятельности, иными словами установлены демотиваторы. В рамках данной работы проведено исследование мотивации профессиональной деятельности педагогов. В результате выявлены группы высокомотивированных педагогов с внешней положительной и внешней отрицательной мотивацией. Полученные данные продемонстрировали, что большая часть педагогического коллектива руководствуется внутренней мотивацией профессиональной деятельности. Практическую значимость работы подтверждает матрица системы развития трудовой мотивации педагога, разработанная автором статьи. Матрица подробно описана и представлена в виде рисунка.

Заключение. Обобщение и анализ научно-практических аспектов развития трудовой мотивации, а также результатов проведенного исследования позволили сделать ряд выводов-рекомендаций, которые могут быть использованы в качестве стратегических ориентиров моделирования системы мотивации педагогических работников.

Об авторе

А. Л. Коблева
Ставропольский государственный педагогический институт
Россия

Анжела Лионтьевна Коблева – кандидат психологических наук, доцент кафедры дополнительного образования

д. 417А, ул. Ленина, Ставрополь, 355029



Список литературы

1. Адамский А. Образовательная политика в зоне турбулентности. URL: https://eurekanext.livejournal.com/286051.html. (дата обращения: 13.08.2024).

2. Ахтырский А. А. Текучесть педагогических работников: ценностно-мотивационные смыслы и позитивный психологический капитал (PSYCAP) // Телескоп: журнал социологических и маркетинговых исследований. 2022. № 4/48. С. 76-88.

3. Горбушина А. В., Корчагина Г. И. Закономерности изменения мотивации профессиональной деятельности педагогов // Психология. Журнал ВШЭ. 2020. № 4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/zakonomernosti-izmeneniya-motivatsii-professionalnoy-deyatelnosti-pedagogov (дата обращения: 14.08.2024).

4. Грязнова О. С., Магун В. С. Базовые ценности российских и европейских учителей // Социологический журнал. 2011. № 1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/bazovye-tsennosti-rossiyskih-ievropeyskih (дата обращения: 06.09.2024). обращения: 06.09.2024).

5. Егоршин А. П. Мотивация трудовой деятельности: учебное пособие. Нижний Новгород: НИМБ, 2003. 320 с.

6. Конькова О. М. Демотиваторы педагогического труда // Пространство образования и личностного развития: практики исследования и сотрудничества: материалы межрегиональной научно-практической конференции. Ярославль: Институт развития образования, 2022. С. 119-124.

7. Лукьянов А. С. Формирование профессиональной мотивации у студентов вуза // Вестник Северо-Кавказского федерального университета. 2018. № 5(68). С. 172-179.

8. Мелетичев В. В., Кирилова С. А. Отчет (аналитическая справка) по результатам научно-исследовательской работы «Мотивация профессиональной деятельности и профессионального развития педагогов-психологов». СПб.: СПб АППО, 2019. С. 15-19.

9. Минаева О. И., Багаутдинова С. Ф. Анализ состояния мотивации деятельности педагогов ДОУ в условиях введения эффективного контракта // Международный студенческий научный вестник. 2015. № 5-3. URL: https://eduherald.ru/ru/article/view?id=13773 (дата обращения: 17.08.2024).

10. Проектирование безопасной профессионально-образовательной среды в условиях внедрения национальной системы учительского роста / Н. И. Джегутанова, А. Л. Коблева, А. В. Морозова, А. В. Шумакова и др. Ставрополь: ИП Тимченко О. Г., 2020. 144 с.


Рецензия

Для цитирования:


Коблева А.Л. Научно-практическое исследование условий развития мотивации и профилактики демотиваторов трудовой деятельности педагога. Вестник Северо-Кавказского федерального университета. 2024;(6):242-249. https://doi.org/10.37493/2307-907X.2024.6.25

For citation:


Kobleva A.L. Scientific and practical research of conditions for the development of motivation and prevention of demotivators in teacher’s working activity. Newsletter of North-Caucasus Federal University. 2024;(6):242-249. (In Russ.) https://doi.org/10.37493/2307-907X.2024.6.25

Просмотров: 85


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2307-907X (Print)