Исследовательский потенциал будущих педагогов в системе социального партнерства
https://doi.org/10.37493/2307-907X.2024.6.24
Аннотация
Введение. В современной ситуации социально-экономического развития общества вопрос изучения исследовательского потенциала личности в научно-исследовательской деятельности (НИД) приобретает особую актуальность. Вместе с тем процесс формирования и диагностики исследовательского потенциала может дать четкие ориентиры, позволяющие описать особенности в период обучения в условиях единого образовательного пространства «Педагогического вуза и Дошкольной образовательной организации», развитие практико-ориентированных исследований. При этом исследовательский потенциал личности формируется с помощью управленческих стратегий и миссий университета, а именно «Образование», «Наука» и «Университет и общество», которые взаимосвязаны.
Цель. Выяснить содержание комплексной диагностики и отобразить его в виде субшкал исследовательского потенциала будущего педагога в научно-исследовательской деятельности. Процесс изучения субшкал исследовательского потенциала обучающихся обеспечивает возможность активизации освоения ими профессиональных знаний, умений, навыков и компетенций с участниками партнерского взаимодействия в условиях реализации «Трех миссий университета».
Материалы и методы. Методологическую основу исследования составили основные положения работ, посвященных изучению исследовательского потенциала личности Н. В. Бордовской, В. В. Гунькова и др. Определение составляющих субшкал исследовательского потенциала личности осуществлялось с использованием опросника Н. В. Бордовской и ее коллег среди обучающихся бакалавриата Института психологии и образования Казанского федерального университета по направлению подготовки «Педагогическое образование» (профиль «Дошкольное образование») в ходе их НИД. Обработка полученных данных проводилась с помощью лицензионной версии редактора электронных таблиц Microsoft Excel 2010. Результаты и обсуждение. Новизна результатов заключается в том, что в исследовании впервые предложено изучение исследовательского потенциала студентов – будущих педагогов в НИД, позволяющее описать возможные варианты развития личности с участниками партнерского взаимодействия в соответствии с современными идеалами общества на данный период в условиях реализации «Трех миссий университета».
Заключение. Практическая значимость состоит в том, что предложенный эмпирический материал в НИД обучающихся может помочь администрации и преподавателям в выборе предложений регионального рынка труда для эффективного определения стратегии управления в условиях реализации «Трех миссии университета».
Ключевые слова
Об авторе
В. Б. ДанковаРоссия
Вероника Борисовна Данкова – кандидат педагогических наук, доцент кафедры дошкольного образования Института психологии и образования
Scopus Author ID 57212019695
д. 18, ул. Кремлевская, Казань, 420111
Список литературы
1. Балмасова Т. А. «Третья миссия» университета - новый вектор развития? // Высшее образование в России. 2016. № 8-9. С. 48-55.
2. Исследовательский потенциал студента: содержание конструкта и методика его оценки / Н. В. Бордовская, С. Н. Костромина, С. И. Розум, Н. Л. Москвичева // Психологический журнал. 2017. Т. 38. № 2. С. 89-103. https://doi.org/10.31857/S20000383-8-1
3. Веретенникова В. Б. Самооценка творческих качеств личности будущих педагогов в научно-исследовательской деятельности // Дошкольник. Методика и практика воспитания и обучения. 2024. № 2. С. 39-50. https://doi.org/10.47639/2223-7003_2024_02_39
4. Веретенникова В. Б. Исследование активности в научно-исследовательской деятельности будущих педагогов дошкольных организаций // Наука и просвещение: Актуальные вопросы, достижения и инновации: материалы XII Междунар. науч.-практич. конф. Пенза: Наука и просвещение, 2024. С. 107-111.
5. Гильманов С. А., Миронов А. В., Мищенко В. А. Научно-методологическоезнание и его освоение в учебном процессе // Образование и наука. 2024. Т. 26. № 1. С. 12-53. https://doi.org/10.17853/1994- 5639-2024-1-12-53
6. Григорьева Е. В., Садоха Е. И. Личные предикторы развития исследовательского потенциала студентов вуза // Вестник Пермского университета. Философия. Психология. Социология. 2023. № 4. С. 559-569.
7. Гуньков В. В. Об оценке эффективности развития научно-исследовательского потенциала студентов при изучении физики (на примере Оренбургского государственного университета) // Вестник Оренбургского государственного университета. 2014. № 2(63). С. 79-85.
8. Данкова В. Б. Социальное партнерство в университетской подготовке будущих педагогов дошкольного образования: монография // М.: РУСАЙНС, 2024. 152 с.
9. Загвязинский В. И., Атаханов Р. Методология и методы психолого-педагогического исследования: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. 2-е изд., стер. М.: Академия, 2005. 208 с.
10. Просолупова Н. А. Исследовательский потенциал студентов: возможности развития в современном вузе // Гаудеамус: психолого-педагогический журнал. 2017. Т. 16. № 4. С. 102-105. https://doi:10.20310/1810-231X-2017-16-4-102-105
11. Титов Е. В. Готовность студентов к исследовательской деятельности в профессиональной сфере: монография. М.: Научный консультант, 2024. 72 с.
12. Тюриков А. Г., Таракановская Е. В., Кунижева Д. А. Формирование и развитие научно-исследовательского потенциала молодежи в вузе // Власть. 2020. № 4. С. 163-170.
13. Филиппов Г. А. Подходы к подготовке практико-ориентированных выпускных квалификационных работ в педагогическом университете // Ярославский педагогический вестник. 2022. № 4(127). С. 98-107. https://doi.org/10.20323/1813-145X-2022-4-127-98-107
14. Чувгунова О. А. Реализация исследовательского потенциала студентов в условиях образовательного процесса вуза // Вестник Санкт-Петербургского университета. Социология. 2015. № 1. С. 78-86.
15. Dobber, M., Akkerman S. F., Verloop N. and Vermunt J. D. Student Teachers’ Collaborative Research: Small-Scale Research Projects During Teacher Education // Teaching and Teacher Education. 2012. No. 28(4). Р. 508-617. https://doi.org/10.1016/j.tate.2012.01.009
16. Golovko N. V., Zinevich O. V., Ruzankina E. A. Third Generation University: B. Clark and J. Wissema. Higher education in Russia. 2016. No. 8-9. P. 40-47.
17. The Development of Student Teachers’ Research Knowledge, Beliefs and Attitude / W. Van Der Linden, A. Bakx, A. Ros, D. Beijaard, L. Van Den Bergh // Journal of Education for Teaching 2015. No. 41(1). P. 4-18. URL: https://rosetta.esa.int [Access June 10, 2024]. https://doi.org/10.1080/02607476.2014.992631.
18. Willegems V., Consuegra E., Struyven K. and Engels N. Pre-service Teachers as Members of A Collaborative Teacher Research Team: A Steady Track to Extended Professionalism? // Teaching and Teacher Education 2018. No. 76. P. 126-139. URL: https://rosetta.esa.int [Access August 30, 2024]. https://doi.org/10.1016/j.tate.2018.08.012.
Рецензия
Для цитирования:
Данкова В.Б. Исследовательский потенциал будущих педагогов в системе социального партнерства. Вестник Северо-Кавказского федерального университета. 2024;(6):232-241. https://doi.org/10.37493/2307-907X.2024.6.24
For citation:
Dankova V.B. Research potential of teachers to-be in the system of social partnership. Newsletter of North-Caucasus Federal University. 2024;(6):232-241. (In Russ.) https://doi.org/10.37493/2307-907X.2024.6.24