Preview

Вестник Северо-Кавказского федерального университета

Расширенный поиск

Становление гражданской идентичности младших школьников как ключевой аспект патриотизма: анализ возможностей русского народного творчества

https://doi.org/10.37493/2307-907X.2024.6.23

Аннотация

Ведение. Вопрос становления гражданской идентичности младших школьников выступает одним из ключевых аспектов развития патриотизма у подрастающего поколения. Актуализирован тот факт, что дети младшего школьного возраста находятся в процессе формирования своей личности и самосознания и именно в этот период особо важно активно воздействовать на процесс становления их гражданской идентичности.

Цель. Изучение возможностей русского народного творчества в аспекте патриотического воспитания младших школьников, становления их гражданской идентичности.

Материалы и методы. Исследование осуществлялось на основе анализа и обобщения современных научных произведений в сфере патриотического воспитания; реализация комплекса диагностических методик позволила диагностировать многокомпонентную структуру гражданской идентичности детей; применялись различные методы изучения русского народного творчества с позиций становления гражданской идентичности младших школьников.

Результаты и обсуждения. В статье приводятся данные опытно-экспериментальной работы, доказывающие, что народное творчество – это мощный инструмент в становления гражданской идентичности младших школьников, помогающий осознать свою принадлежность к русской культуре и нации, развивающий эмоциональную сферу и зарождающий в их душе патриотические чувства. Автором была разработана и описана системная работа в начальной школе с различными жанрами народного творчества: песнями, сказками, былинами, пословицами, частушками, позволяющими детям погрузиться в культуру своей страны, изучать национальные традиции и ценности русского народа и проникаться ими.

Заключение. Автор обосновывает, что для педагога очень важно использовать народное творчество в образовательном процессе и создавать условия для его активного освоения детьми, что позволит сформировать у младших школьников гражданскую идентичность и внести в целом значимый вклад в развитие патриотизма в российском обществе.

Об авторе

Э. Л. Воищева
Елецкий государственный университет им. И. А. Бунина
Россия

Элина Леонидовна Воищева – кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики и образовательных технологий

Scopus ID: 0000- 0001-7551-5840

Researcher ID: AAG-5319-2020

д. 28, ул. Коммунаров, Елец, 399770



Список литературы

1. Абросимова К. А. Анализ сущности понятия «гражданская идентичность» // Социосфера. 2014. № 5. С. 42-45.

2. Анисимова Л. А., Борисова О. Н., Рамзаева Е. Н. Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников средствами народной культуры // Грани познания. 2019. № 4(63). С. 4-6.

3. Асмолов А. Г. Учебно-методические материалы для педагогов по формированию гражданской идентичности личности учащихся в рамках социального партнерства семьи и школы. М.: ФИРО, 2012. URL: http://www.firo.ru/UMK–for–teachers.doc (дата обращения: 25.06.2024).

4. Беляева Н. Ф. Использование народных средств нравственного воспитания в современной практике подготовки духовно-нравственной личности // Интеграция образования. 2011. № 4(65). С. 60-66.

5. Водолажская Т. В. Идентичность гражданская // Образовательная политика. 2010. № 5-6(43-44). С. 240-242.

6. Григорьев Д. В. Как школа формирует у детей российскую идентичность // Народное образование. 2015. № 1. С. 173-177.

7. Григорьева Н. Н. Нравственно-патриотическое воспитание детей на основе традиций народной музыкальной культуры воронежского края // Наука и образование: новое время. 2019. № 5(18). С. 34-38.

8. Иванова Н. Л., Мазилова Г. Б. Гражданская идентичность и формирование гражданственности // Известия Саратовского университета. Серия Акмеология образования. Психология развития. 2010. Т. 3. Вып. 4. С. 11-20. https://doi.org/10.18500/2304-9790-2010-3-4-11-20

9. Каратаева Т. А. Роль социальных институтов в формировании гражданской идентичности современных подростков // Вестник Оренбургского государственного университета. 2017. № 4. С. 3-8.

10. Колесов Д. В. Антиномии природы человека и психология различия: к проблеме идентификации и идентичности, идентичности и толерантности // Мир психологии. 2004. № 3(39). С. 9-19.

11. Кочкина Т. В. Формирование гражданской идентичности младших школьников // Калининградский вестник образования. 2021. № 2(10). С. 62-71.

12. Кречетова В. А. Построение теоретической модели конструирования гражданской идентичности студентов // Альманах современной науки и образования. 2013. № 9(76). С. 91-97.

13. Кузнецов А. С. Патриотическое воспитание: теоретико-методологические проблемы педагогического исследования // Вестник Омского государственного педагогического университета. Гуманитарные исследования. 2021. № 1(30). С. 118-122. https://doi.org/10.36809/2309-9380-2021-30-118-122

14. Кравченко Н. Ю. Трехкомпонентная модель формирования гражданской идентичности: возможности и ограничения // Вестник Томского государственного университета Философия. Социология. Политология. 2016. № 3(35). С. 82-90. https://doi.org/1017223/1998863X/35/8

15. Мазур Е. Ю. Проблема соотношения понятий «идентичность», «идентификация» и их психологическое содержание // Мир науки, культуры, образования. 2012. № 2(33). С. 86-90.

16. Максимова Л. Ю. Педагогическая система и процесс формирования гражданской идентичности обучающихся общеобразовательных организаций Министерства обороны Российской Федерации // Новое в психолого-педагогических исследованиях: теоретические и практические проблемы психологии и педагогики. 2021. № 2(62). С. 78-85.

17. Морозов А. В. Патриотическое воспитание как ресурс сохранения национальной идентичности // Страны БРИКС: стратегии развития и механизмы сотрудничества в изменяющемся мире: материалы II Международной научно-практической конференции. М., 2024. С. 393-397.

18. Попова С. И., Соловьева Е. Е. Исследование сформированности гражданской идентичности учащихся в изменяющемся мире // Известия Российской академии образования. 2019. № 1(49). С. 98-108.

19. Попова С. И., Соловьева Е. Е. Модель социального конструирования гражданской идентичности учащихся в условиях поликультурного воспитания // Перспективы науки и образования. 2020. № 1(43). С. 105-118. https://doi.org/10.32744/pse.2020.1.8

20. Тишков В. А. Российский народ: история и смысл национального самосознания. М.: Наука, 2013. 649 с.

21. Сергеева В. П. Формирование гражданской идентичности в образовательном процессе // Проблемы современного образования. 2011. № 4. С. 12-15.

22. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования: приказ Министерства образования и науки РФ от 6 октября 2009 г. № 373 (с изм. и доп. 26 нояб. 2010 г., 22 сент. 2011 г., 18 дек. 2012 г., 29 дек. 2014 г., 18 мая, 31 дек. 2015 г., 18 июл. 2022 г.). URL: http://base.garant.ru/197127/ (дата обращения: 13.11.2023).

23. Шакурова М. В. Российская идентичность как личностный результат: опыт размышления // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. Социологические науки. 2013. № 7(82). С. 23-26.

24. Шаповалова А. М., Вагина В. О. Развитие патриотизма в молодежной среде в онлайн-пространстве // Caucasian Science Bridge. 2021. Т. 4. № 3(13). С. 44-52. https://doi.org/10.18522/2658-5820.2021.3.4

25. Jackson R. L. & Hogg, M. A. Civic identity // In Encyclopedia of identity. Thousand Oaks, CA: SAGE Publications, Inc, 2010. Pp. 81-83. URL: https://sk.sagepub.com/reference/identity/n30.xml?PageNum=80 [Accessed 12 October 2023].

26. Torney-Purta J. The school's role in developing civic engagement: A study of adolescents in twenty-eight countries // Applied Developmental Science. 2002. № 6(4). P. 203-212.


Рецензия

Для цитирования:


Воищева Э.Л. Становление гражданской идентичности младших школьников как ключевой аспект патриотизма: анализ возможностей русского народного творчества. Вестник Северо-Кавказского федерального университета. 2024;(6):222-231. https://doi.org/10.37493/2307-907X.2024.6.23

For citation:


Voishcheva E.L. The development of civic identity with junior schoolchildren as a key aspect of patriotism: analysis of Russian folk art potential. Newsletter of North-Caucasus Federal University. 2024;(6):222-231. (In Russ.) https://doi.org/10.37493/2307-907X.2024.6.23

Просмотров: 105


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2307-907X (Print)