Становление гражданской идентичности младших школьников как ключевой аспект патриотизма: анализ возможностей русского народного творчества
https://doi.org/10.37493/2307-907X.2024.6.23
Аннотация
Ведение. Вопрос становления гражданской идентичности младших школьников выступает одним из ключевых аспектов развития патриотизма у подрастающего поколения. Актуализирован тот факт, что дети младшего школьного возраста находятся в процессе формирования своей личности и самосознания и именно в этот период особо важно активно воздействовать на процесс становления их гражданской идентичности.
Цель. Изучение возможностей русского народного творчества в аспекте патриотического воспитания младших школьников, становления их гражданской идентичности.
Материалы и методы. Исследование осуществлялось на основе анализа и обобщения современных научных произведений в сфере патриотического воспитания; реализация комплекса диагностических методик позволила диагностировать многокомпонентную структуру гражданской идентичности детей; применялись различные методы изучения русского народного творчества с позиций становления гражданской идентичности младших школьников.
Результаты и обсуждения. В статье приводятся данные опытно-экспериментальной работы, доказывающие, что народное творчество – это мощный инструмент в становления гражданской идентичности младших школьников, помогающий осознать свою принадлежность к русской культуре и нации, развивающий эмоциональную сферу и зарождающий в их душе патриотические чувства. Автором была разработана и описана системная работа в начальной школе с различными жанрами народного творчества: песнями, сказками, былинами, пословицами, частушками, позволяющими детям погрузиться в культуру своей страны, изучать национальные традиции и ценности русского народа и проникаться ими.
Заключение. Автор обосновывает, что для педагога очень важно использовать народное творчество в образовательном процессе и создавать условия для его активного освоения детьми, что позволит сформировать у младших школьников гражданскую идентичность и внести в целом значимый вклад в развитие патриотизма в российском обществе.
Об авторе
Э. Л. ВоищеваРоссия
Элина Леонидовна Воищева – кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики и образовательных технологий
Scopus ID: 0000- 0001-7551-5840
Researcher ID: AAG-5319-2020
д. 28, ул. Коммунаров, Елец, 399770
Список литературы
1. Абросимова К. А. Анализ сущности понятия «гражданская идентичность» // Социосфера. 2014. № 5. С. 42-45.
2. Анисимова Л. А., Борисова О. Н., Рамзаева Е. Н. Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников средствами народной культуры // Грани познания. 2019. № 4(63). С. 4-6.
3. Асмолов А. Г. Учебно-методические материалы для педагогов по формированию гражданской идентичности личности учащихся в рамках социального партнерства семьи и школы. М.: ФИРО, 2012. URL: http://www.firo.ru/UMK–for–teachers.doc (дата обращения: 25.06.2024).
4. Беляева Н. Ф. Использование народных средств нравственного воспитания в современной практике подготовки духовно-нравственной личности // Интеграция образования. 2011. № 4(65). С. 60-66.
5. Водолажская Т. В. Идентичность гражданская // Образовательная политика. 2010. № 5-6(43-44). С. 240-242.
6. Григорьев Д. В. Как школа формирует у детей российскую идентичность // Народное образование. 2015. № 1. С. 173-177.
7. Григорьева Н. Н. Нравственно-патриотическое воспитание детей на основе традиций народной музыкальной культуры воронежского края // Наука и образование: новое время. 2019. № 5(18). С. 34-38.
8. Иванова Н. Л., Мазилова Г. Б. Гражданская идентичность и формирование гражданственности // Известия Саратовского университета. Серия Акмеология образования. Психология развития. 2010. Т. 3. Вып. 4. С. 11-20. https://doi.org/10.18500/2304-9790-2010-3-4-11-20
9. Каратаева Т. А. Роль социальных институтов в формировании гражданской идентичности современных подростков // Вестник Оренбургского государственного университета. 2017. № 4. С. 3-8.
10. Колесов Д. В. Антиномии природы человека и психология различия: к проблеме идентификации и идентичности, идентичности и толерантности // Мир психологии. 2004. № 3(39). С. 9-19.
11. Кочкина Т. В. Формирование гражданской идентичности младших школьников // Калининградский вестник образования. 2021. № 2(10). С. 62-71.
12. Кречетова В. А. Построение теоретической модели конструирования гражданской идентичности студентов // Альманах современной науки и образования. 2013. № 9(76). С. 91-97.
13. Кузнецов А. С. Патриотическое воспитание: теоретико-методологические проблемы педагогического исследования // Вестник Омского государственного педагогического университета. Гуманитарные исследования. 2021. № 1(30). С. 118-122. https://doi.org/10.36809/2309-9380-2021-30-118-122
14. Кравченко Н. Ю. Трехкомпонентная модель формирования гражданской идентичности: возможности и ограничения // Вестник Томского государственного университета Философия. Социология. Политология. 2016. № 3(35). С. 82-90. https://doi.org/1017223/1998863X/35/8
15. Мазур Е. Ю. Проблема соотношения понятий «идентичность», «идентификация» и их психологическое содержание // Мир науки, культуры, образования. 2012. № 2(33). С. 86-90.
16. Максимова Л. Ю. Педагогическая система и процесс формирования гражданской идентичности обучающихся общеобразовательных организаций Министерства обороны Российской Федерации // Новое в психолого-педагогических исследованиях: теоретические и практические проблемы психологии и педагогики. 2021. № 2(62). С. 78-85.
17. Морозов А. В. Патриотическое воспитание как ресурс сохранения национальной идентичности // Страны БРИКС: стратегии развития и механизмы сотрудничества в изменяющемся мире: материалы II Международной научно-практической конференции. М., 2024. С. 393-397.
18. Попова С. И., Соловьева Е. Е. Исследование сформированности гражданской идентичности учащихся в изменяющемся мире // Известия Российской академии образования. 2019. № 1(49). С. 98-108.
19. Попова С. И., Соловьева Е. Е. Модель социального конструирования гражданской идентичности учащихся в условиях поликультурного воспитания // Перспективы науки и образования. 2020. № 1(43). С. 105-118. https://doi.org/10.32744/pse.2020.1.8
20. Тишков В. А. Российский народ: история и смысл национального самосознания. М.: Наука, 2013. 649 с.
21. Сергеева В. П. Формирование гражданской идентичности в образовательном процессе // Проблемы современного образования. 2011. № 4. С. 12-15.
22. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования: приказ Министерства образования и науки РФ от 6 октября 2009 г. № 373 (с изм. и доп. 26 нояб. 2010 г., 22 сент. 2011 г., 18 дек. 2012 г., 29 дек. 2014 г., 18 мая, 31 дек. 2015 г., 18 июл. 2022 г.). URL: http://base.garant.ru/197127/ (дата обращения: 13.11.2023).
23. Шакурова М. В. Российская идентичность как личностный результат: опыт размышления // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. Социологические науки. 2013. № 7(82). С. 23-26.
24. Шаповалова А. М., Вагина В. О. Развитие патриотизма в молодежной среде в онлайн-пространстве // Caucasian Science Bridge. 2021. Т. 4. № 3(13). С. 44-52. https://doi.org/10.18522/2658-5820.2021.3.4
25. Jackson R. L. & Hogg, M. A. Civic identity // In Encyclopedia of identity. Thousand Oaks, CA: SAGE Publications, Inc, 2010. Pp. 81-83. URL: https://sk.sagepub.com/reference/identity/n30.xml?PageNum=80 [Accessed 12 October 2023].
26. Torney-Purta J. The school's role in developing civic engagement: A study of adolescents in twenty-eight countries // Applied Developmental Science. 2002. № 6(4). P. 203-212.
Рецензия
Для цитирования:
Воищева Э.Л. Становление гражданской идентичности младших школьников как ключевой аспект патриотизма: анализ возможностей русского народного творчества. Вестник Северо-Кавказского федерального университета. 2024;(6):222-231. https://doi.org/10.37493/2307-907X.2024.6.23
For citation:
Voishcheva E.L. The development of civic identity with junior schoolchildren as a key aspect of patriotism: analysis of Russian folk art potential. Newsletter of North-Caucasus Federal University. 2024;(6):222-231. (In Russ.) https://doi.org/10.37493/2307-907X.2024.6.23