Эмоциональное выгорание тренера-преподавателя по фитнес-аэробике в сфере дополнительного образования
https://doi.org/10.37493/2307-907X.2024.6.22
Аннотация
Введение. Проблема эмоционального выгорания у педагогов и тренеров-преподавателей актуальна в современном обществе. Это обусловлено сложностью профессии и множеством факторов, которые способствуют его проявлению. Оно может возникать по разным причинам, но одними из самых распространенных являются стрессовые ситуации на рабочем месте, которые требуют от человека значительных эмоциональных ресурсов.
Цель. Изучение теоретических и практических вопросов эмоционального выгорания тренера-преподавателя по фитнес-аэробике в сфере дополнительного образования.,
Материалы и методы. Исследование построено на наблюдении, анализе полученных результатов и изучении педагогического опыта. Был проведен опрос респондентов. Во время теоретического анализа исследовалась учебная и методическая литература, проводился понятийно-терминологический анализ и создана педагогическую модель. Для сбора эмпирических данных применялись наблюдение, анализ полученных результатов и изучение педагогического опыта.
Результаты и обсуждение. Профессиональная эффективность влияет на самооценку. Только 3 из 20 участников опроса считают себя успешными в профессии. У половины тренеров и педагогов фитнес-аэробики низкая эффективность, что может быть связано с эмоциональным выгоранием. Тренеры и преподаватели фитнес-аэробики, участвовавшие в опросе, испытывают эмоциональное выгорание в разной степени. Таким образом, результаты исследования показывают, что профессиональная эффективность напрямую связана с самооценкой. Это обусловливает необходимость разработки для таких специалистов программ поддержки и развития.
Заключение. Как показавают наше исследование, исследования зарубежных и отечественных педагогов, со стрессом и эмоциональным истощением может столкнуться любой специалист, особенно если он работает в области, связанной с постоянным взаимодействием с людьми и высокими требованиями к эмоциональному состоянию.
Ключевые слова
Об авторах
Э. Р. АнтоноваРоссия
Эльвира Рафиковна Антонова – старший преподаватель кафедры физического воспитания
Researcher ID: LNR-4599-2024
д. 69, ул. Ленина, Челябинск, 454080
М. М. Степанова
Россия
Марьям Маратовна Степанова – старший преподаватель кафедры физического воспитания
Researcher ID: LNR-4925-2024
д. 69, ул. Ленина, Челябинск, 454080
К. С. Степанов
Россия
Константин Сергеевич Степанов – доцент кафедры теории и методики физической культуры и спорта
Researcher ID: LNR-7101-2024
д. 69, ул. Ленина, Челябинск, 454080
А. Н. Титов
Россия
Александр Николаевич Титов – старший преподаватель кафедры физического воспитания
Researcher ID: LNR-4844-2024
д. 69, ул. Ленина, Челябинск, 454080
Список литературы
1. Водопьянова Н. Е. Синдром психического выгорания в коммуникативных профессиях // Психология здоровья / под ред. Г. С. Никифорова. СПб.: СПБГУ, 2010. 498 с.
2. Столяренко Л. Д. Основы психологии: практикум / под ред. Л. Д. Столяренко. Ростов-н/Д.: Феникс, 2010. 704 с.
3. Какадий И. И., Вакуленко Е. А. Эмоциональное выгорание как фактор конфликтности личности педагога // Научно-аналитический журнал и практика РЭУ им. Г. В. Плеханова. 2019. Т. 11. № 1(33). С. 73-77. (ISSN 2225-9538)
4. Бойко В. В. Синдром эмоционального выгорания в профессиональном общении. СПб.: Питер, 2011. 105 с.
5. Водопьянова Н. Е., Старченкова Е. С. Психическое «выгорание» и качество жизни // Психологические проблемы самореализации личности / под ред. А. А. Крылова и Л. А. Коростылевой. СПб.: Питер, 2010. 316 с.
6. Ильин Е. П. Дифференциальная психология профессиональной деятельности. СПб.: Питер, 2009. 604 с.
7. Орел В. Е. Исследование феномена психического выгорания в отечественной и зарубежной психологии // Проблемы общей и организационной психологии. Ярославль, 2009. С. 76-97.
8. Мищенко В. И. Особенности психоэмоционального выгорания педагогов дополнительного образования // Вестник ТИУЭ. 2020. № 2(32). С. 101-104. (ISSN 2071-9604).
9. Башкин М. В., Локшина В. И. Связь мотивации с эмоциональным выгоранием у педагогов // Ярославский психологический вестник. 2022. № 1(52). С. 87-90. (ISSN 1813-5587).
10. Гамезо М. В., Петрова Е. А., Орлова Л. М. Возрастная и педагогическая психология. М.: Педагогическое общество России, 2009. 512 с.
11. Рогов Е. И. Выбор профессии: становление профессионала. М.: Владос, 2011. 336 с.
12. Галиева Р. С. Профилактика эмоционального выгорания педагогов как условие сохранения психического здоровья // Технология образования. 2022. № 1(15). С. 141-143. (ISSN 2619-0338).
13. Солощенко И. М. Профилактика синдрома эмоционального выгорания педагогов // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. 2023. № 5-4 (80). С. 178-181. https://doi.org/10.24412/2500-1000-2023-5-4-178-181. (ISSN: 2500-1000).
14. Пряжников Н. С., Пряжников Е. Ю. Психология труда и человеческого достоинства. М.: Владос, 2010. 334 с.
15. Ларина Ю. А. Эмоциональное выгорание: историко-теоретический аспект // Вестник магистратуры. 2018. № 12-4(87). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/emotsionalnoe-vygoranie-istoriko-teoreticheskiyaspekt (дата обращения: 15.09.2024).
Рецензия
Для цитирования:
Антонова Э.Р., Степанова М.М., Степанов К.С., Титов А.Н. Эмоциональное выгорание тренера-преподавателя по фитнес-аэробике в сфере дополнительного образования. Вестник Северо-Кавказского федерального университета. 2024;(6):211-221. https://doi.org/10.37493/2307-907X.2024.6.22
For citation:
Antonova E.R., Stepanova M.M., Stepanov K.S., Titov A.N. Emotional burnout of a fitnessaerobics trainer-teacher working in the field of additional education. Newsletter of North-Caucasus Federal University. 2024;(6):211-221. (In Russ.) https://doi.org/10.37493/2307-907X.2024.6.22