Адаптация педагогических технологий к условиям цифровой образовательной среды
https://doi.org/10.37493/2307-907X.2024.6.21
- Р Р‡.МессенРТвЂВВВВВВВВжер
- РћРТвЂВВВВВВВВнокласснРСвЂВВВВВВВВРєРСвЂВВВВВВВВ
- LiveJournal
- Telegram
- ВКонтакте
- РЎРєРѕРїРСвЂВВВВВВВВровать ссылку
Полный текст:
Аннотация
Введение. Переход к цифровой экономике оказывает трансформационное влияние на социальную среду, в том числе сферу образования. Воздействие процессов цифровизации осуществляется в двух направлениях: с одной стороны, растет потребность в кадрах с цифровыми навыками и компетенциями, с другой стороны, в самом образовании активно используются дистанционные и цифровые технологии. Итогом формирования нового технологического уклада становится создание и внедрение качественно новой образовательной среды в цифровом пространстве, что определяет актуальность адаптации педагогических технологий к изменившимся условиям развития социально-экономической системы. Сложность процесса адаптации педагогических технологий к цифровой образовательной среде обусловлена необходимостью развития умений, компетенций и навыков в соответствии с потребностями формирования качественно нового человеческого капитала.
Цель. Обобщение накопленного опыта трансформации педагогических технологий, разработка адаптивного механизма их использования в цифровой образовательной среде.
Материалы и методы. Исследование опирается на использование общенаучных методов в проведении анализа эмпирической базы и накопленного опыта по разработке и внедрению новых педагогических технологий в условиях развития цифровой образовательной среды и дистанционных форматов обучения.
Результаты и обсуждение. Последовательное изучение процесса адаптации педагогических технологий дает комплексное представление об особенностях формирования и развития цифровой образовательной среды, а также ее влиянии на трансформацию образовательных технологий. Такой подход позволил идентифицировать и охарактеризовать типовые модели организации образовательной процесса с использованием современных педагогических технологий, адаптированных к запросам цифровой экономики. Ключевым результатом проведенного исследования является разработка адаптивного механизма их использования в цифровой образовательной среде.
Заключение. В целом адаптация педагогических технологий к современным социально-экономическим условиям не только повысит качество образовательного процесса в условиях цифровой трансформации, но и будет способствовать развитию необходимых и востребованных профессиональных компетенций человеческого капитала нового поколения.
Об авторах
А. Ю. АнисимовРоссия
Александр Юрьевич Анисимов – кандидат экономических наук, доцент, заместитель директора по учебно-методической работе факультета информационных технологий, доцент кафедры информационного менеджмента им. профессора В. В. Дика
Scopus Author ID: 57194047333
Researcher ID: Q-3824-2017
д. 80, Ленинградский пр-т, Москва, 125190
А. Н. Алексахин
Россия
Александр Николаевич Алексахин – кандидат педагогических наук, доцент, зав. кафедрой информационного менеджмента им. профессора В. В. Дика
д. 80, Ленинградский пр-т, Москва, 125190
С. А. Алексахина
Россия
Светлана Александровна Алексахина – старший преподаватель кафедры цифровой экономики
д. 80, Ленинградский пр-т, Москва, 125190
Л. С. Байтимерова
Россия
Лейля Саитовна Байтимерова – кандидат педагогических наук, доцент кафедры информационного менеджмента им. профессора В. В. Дика
д. 80, Ленинградский пр-т, Москва, 125190
Список литературы
1. Аторин Р. Ю., Федоров Е. В. Проблемы цифровизации в образовательной и научной деятельности // Социально-гуманитарные знания. 2023. № 4. С. 119-122.
2. Багдасарян Л. Ш., Ардеев А. Х., Куликова Т. А., Поддубная Н. А. Применение цифрового следа образовательных интеллектуальных технологий // Вестник Северо-Кавказского федерального университета. 2024. № 2(101). С. 150-157.
3. Дубровская Ю. А. Формирование профессиональных компетенций на основе интеграции программ высшего образования и профессионального обучения // Вестник Северо-Кавказского федерального университета. 2024. № 3. С. 171-178.
4. Ерофеева М. А. Роль педагогических технологий в формировании цифровой образовательной среды // Вестник науки. 2024. Т. 2. № 6(75). С. 838-847.
5. Индикаторы цифровой экономики. М.: НИУ ВШЭ, 2024. 256 с.
6. Клочкова Е. Н., Садовникова Н. А. Трансформация образования в условиях цифровизации // Открытое образование. 2023. № 4. С. 13-20.
7. Мироненко Е С. Цифровая образовательная среда: понятие и структура // Социальное пространство. 2019. № 4. С. 1-14.
8. Османова М. Х., Магазиева З. А., Рашидова З. Д. Обобщение инструментов цифровых технологий в образовательном пространстве // Педагогический журнал. 2021. № 6-1. С. 526-532.
9. Панченко А. Б. Структура системы управления образованием в России // Вестник Сургутского государственного педагогического университета. 2021. № 2(71). С. 44-57.
10. Природова О. Ф. Структура цифровой образовательной среды: нормативно-правовые и методические аспекты // Педагогика и психология образования. 2020. № 1. С. 9-30.
11. Сыроваткина Т. Н., Моргунов В. П. Информатизация экономики образования как определяющий фактор экономического развития // Европейский журнал социальных наук. 2021. № 6. С. 99-106.
12. Трудности и перспективы цифровой трансформации образования / под ред. А. Ю. Уварова, И. Д. Фрумина. М.: ВШЭ, 2024. 353 с.
13. Федотова В. С. Цифровая образовательная среда как результат цифровой трансформации образования // Информация и образование: границы коммуникаций. 2020. № 12(20). С. 22-26.
14. Шилова О. Н. Цифровая образовательная среда: педагогический взгляд // Человек и образование. 2020. № 2. С. 36-41.
Рецензия
Для цитирования:
Анисимов А.Ю., Алексахин А.Н., Алексахина С.А., Байтимерова Л.С. Адаптация педагогических технологий к условиям цифровой образовательной среды. Вестник Северо-Кавказского федерального университета. 2024;(6):202-210. https://doi.org/10.37493/2307-907X.2024.6.21
For citation:
Anisimov A.Yu., Aleksakhin A.N., Aleksakhina S.A., Baytimerova L.S. Streamlining pedagogical technologies in digital educational environment. Newsletter of North-Caucasus Federal University. 2024;(6):202-210. (In Russ.) https://doi.org/10.37493/2307-907X.2024.6.21