Бизнес-метрики в эпоху цифровизации: новые вызовы и возможности
https://doi.org/10.37493/2307-907X.2024.6.10
Аннотация
Введение. В условиях цифровой трансформации, обусловленной стремительными изменениями ведения бизнеса, во всем мире широкое распространение получает система управления компаниями на основе бизнес-метрик.
Цель. Проанализировать актуальные проблемы и перспективы развития бизнеса в глобальном масштабе и выявить необходимость использования бизнес-метрик для обеспечения эффективности и конкурентоспособности организаций в условиях цифровой экономики; провести исследование, демонстрирующее практическую значимость применения бизнес-метрик для оптимизации бизнес-процессов и принятия обоснованных управленческих решений.
Материалы и методы. В статье рассмотрено само понятие и происхождение термина «бизнес-метрика», а также проанализирована необходимость внедрения системы мониторинга, анализа и контроля за изменениями в бизнес-процессах современных компаний. Предложена система управления бизнесом на основе рассчитываемых бизнес-метрик, которая позволяет производить мониторинг, анализ и контроль за всем бизнесом, а также оперативно выявлять «узкие места» в системе и оптимизировать бизнес-процессы. Произведена и предложена группировка бизнес-метрик по различным показателям, параметрам и целям.
Результаты и обсуждение. В ходе работы были проанализированы ключевые группы метрик, подробно раскрыты их экономические смыслы для сферы бизнеса. Разработаны и предложены принципы эффективного управления на основе практического применения бизнес-метрик.
Заключение. Концепция бизнес-метрик претерпела значительные изменения, преобразовавшись до комплексной системы измерения и анализа жизнедеятельности всей организации. Правильно подобранные метрики позволят не только выявлять ошибки, слабые места, проблемные области и оперативно исправлять их, но и рассчитать экономическую целесообразность, рассмотреть множество вариантов и векторов для дальнейшего развития.
Об авторах
И. Н. БелоусовРоссия
Иван Николаевич Белоусов – старший преподаватель кафедры цифровых бизнес-технологий и систем учета Института экономики и управления
Researcher ID: O-5987-2015
д. 1, ул. Пушкина, Ставрополь, 355017
У. А. Боровик
Россия
Ульяна Андреевна Боровик – студент кафедры цифровых бизнес-технологий и систем учета Института экономики и управления
Researcher ID: LBH-5311- 2024
д. 1, ул. Пушкина, Ставрополь, 355017
К. Г. Гладков
Россия
Кирилл Геннадьевич Гладков – аспирант 1 курса, научное направление 5.2.3. Региональная и отраслевая экономика, кафедра государственного, муниципального управления и экономики труда
д. 1, ул. Пушкина, Ставрополь, 355017
Список литературы
1. Малетова Т. С. Мониторинг качества бизнес-моделей предпринимательских структур // Вестник Донецкого национального университета. Серия В: Экономика и право. 2021. № 1. С. 110-115.
2. Чернышева Ю. Г. Новая бизнес-аналитика для новой реальности // Проблемы учета, анализа, аудита и статистики в условиях рынка: Ученые записки. Вып. 24. Ростов-н/Д.: Ростовский государственный экономический университет «РИНХ», 2021. С. 97-101.
3. Борисов В. В., Тарасов А. О. Метрика Для оценки рисков бизнес-процессов // Информатика, математическое моделирование, экономика: сборник научных статей по итогам V Международной научно-практической конференции (Смоленск, 11-15 мая 2015 года). Т. 1. Смоленск, 2015. С. 22-24.
4. Форд Г. Моя жизнь, мои достижения / пер. с англ. Е. А. Кочергиной. М.: Эксмо, 2024. 352с.
5. Тейлор Ф. Принципы научного менеджмента. URL: https://gtmarket.ru/library/basis/3631/3633 (дата обращения: 31.07.2024).
6. Андреевский И. Л., Аминов Х. И. Бизнес-аналитика: учебное пособие. СПб.: Санкт-Петербургский государственный экономический университет, 2019. 73 с. ISBN 978-5-7310-4732-6.
7. Ибрагимхалилова Т. В., Гвоздик А. А. Система метрик оценки эффективности ключевых бизнес-процессов в SCOR-модели // Донецкие чтения 2021: образование, наука, инновации, культура и вызовы современности: материалы VI Международной научной конференции (Донецк, 26-27 октября 2021 года). Т. 5. Ч. 1. Донецк: Донецкий национальный университет, 2021. С. 172-175.
8. Киселева Е. С., Мысева Е. Р. Бизнес-аналитика: современные тенденции развития // Финансовая безопасность. Современное состояние и перспективы развития: материалы VIII Международной научно-практической конференции Международного сетевого института в сфере ПОД / ФТ (Москва, 14–15 декабря 2022 года). Т. 1. М.: МИФИ, 2022. С. 100-106.
9. Метрики продукта: как оценить эффективность бизнеса. URL: https://practicum.yandex.ru/blog/chtotakoe-produktovye-metriki-i-kakimi-oni-byvayut/#kogda-i-kak-ispolzovat (дата обращения: 31.07.2024).
10. Рост, активность и монетизация: что такое бизнес-метрики и как их использовать для развития компании. URL: https://netology.ru/blog/06-2022-business-metrics (дата обращения: 31.07.2024).
Рецензия
Для цитирования:
Белоусов И.Н., Боровик У.А., Гладков К.Г. Бизнес-метрики в эпоху цифровизации: новые вызовы и возможности. Вестник Северо-Кавказского федерального университета. 2024;(6):100-106. https://doi.org/10.37493/2307-907X.2024.6.10
For citation:
Belousov I.N., Borovy U.A., Gladkov K.G. Business metrics in the age of digitalization: new challenges and opportunities. Newsletter of North-Caucasus Federal University. 2024;(6):100-106. (In Russ.) https://doi.org/10.37493/2307-907X.2024.6.10