Организация профессиональной подготовки иностранных специалистов в российских вузах: основные цели
https://doi.org/10.37493/2307-907X.2024.4.25
Аннотация
Введение. Подготовка иностранных специалистов в высших учебных заведениях России – одно из приоритетных направлений сотрудничества, что, безусловно, отражается на состоянии конкурентоспособности российских вузов и на укреплении системы безопасности России в целом.
Цель. Целью статьи является анализ основных задач профессиональной подготовки иностранных специалистов в российских высших учебных заведениях.
Материалы и методы. Для достижения этой цели используются общенаучные методы: анализ и синтез научных источников по проблемам исследования; сравнение, обобщение результатов.
Результаты и обсуждения. Профессиональная подготовка иностранных специалистов направлена не только на овладение знаниями и навыками, позволяющими им эффективно реализовывать свою профессиональную деятельность, выполнять свои функциональные профессиональные обязанности, но и на формирование личностно значимых качеств, дающих возможность выстраивать конструктивные взаимоотношения с партнёрами по взаимодействию, с социальным окружением – с учётом поликультурности и поликонфессиональности социума.
Заключение. Вполне очевидно, что контакты между людьми разных стран, культурные обмены чрезвычайно важны для развития взаимопонимания, дружбы и сотрудничества между народами Российской Федерации и зарубежных государств.
Об авторе
П. В. КрахоткинРоссия
Пётр Владимирович Крахоткин – курсовой офицер-преподаватель специального факультета
д. 1, ул. Павла Дыбенко, Севастополь, 299028
Список литературы
1. Власова Т. И. Дидактические условия формирования гуманистической направленности политической культуры иностранных студентов: автореф. дис. … канд. пед. наук. / Татьяна Ивановна Власова. Ростов н/Д., 1990. 23 с.
2. Зимняя И.А. Психология обучения неродному языку. М.: Русский язык, 1989. 219 с.
3. Вишнякова Т. А. Основы методики преподавания русского языка студентам - нефилологам. М.: Русский язык, 1982. 126 с.
4. Капитонова Т. Н., Щукин А. И. Современные методы обучения русскому языку иностранцев. М.: Русский язык, 1987. 230 с.
5. Мотина Е. И. Язык и специальность: лингвометодические основы обучения русскому языку студентов – нефилологов. М.: Русский язык, 1988.176 с.
6. Grin L., Petrik T., Kuzmin K., Bilozub L. Professional training of specialists in acting based on the competence approach. Laplagoom Revista (International). 2021. Vol. 7. No. Extra D. P. 150–162. https://doi.org/10.24115/S2446-622020217
7. Иванова М. А., Титкова Н.А. Влияние психологической атмосферы в интернациональных студенческих группах на эффективность учебного процесса на подготовительном факультете. СПб.: СПбГТУ, 1994. 48 с.
8. Иванова М. А. Социально-психологическая адаптация иностранных студентов к высшей школе России: дис. ... д-ра психол. наук / Маргарита Александровна Иванова. СПб., 2003. 437с.
9. Иванова М. А. Социологический портрет иностранного студента первого года обучения в вузе. СПб.: Из-во СпбГУ, 1993. 61 с.
10. Иванова Л. В. Африканцы в СССР и в России (1960–2003 гг.): проблемы адаптации: дис .... канд. ист. наук / Любовь Владимировна Иванова. М., 2004. 200 с.
11. Изотова Е. Ф. Психолого-педагогические факторы учебной успешности иностранных студентов.: автореф. дис. ... канд. пед. наук / Екатерина Федоровна Изотова. Л.,1985. 24 с.
12. Горошенко А. М. К вопросу об адекватности представлений преподавателей о студентах разных национальных регионов / А. М. Горошенко, Е. Ф. Изотова, Т. А. Ладанова. М.: Высшая школа, 1987. 78 с.
13. Горошенко А. М. Ценностные ориентации иностранных студентов и особенности учебно-воспитательного процесса с представителями разных национальных регионов: автореф. дис. ... канд. пед. наук / Александр Михайлович Горошенко. Л.,1985. 19с.
14. Кормилицина А. П. Социально-педагогическая адаптация иностранных студентов в процессе профессиональной подготовки: автореф. ... дис. канд. пед. наук / Анатолий Петрович Кормилицын. М., 1997. 22 с.
15. Титкова Н. А. Социологические исследования на подготовительном факультете – мода или необходимость // Проблемы подготовки национальных кадров для зарубежных стран: материалы международного совещания-семинара деканов подготовительных факультетов. Л.: ЛГТУ, 1991. С. 26–28.
16. Чернявская Т. П. Дидактическая адаптация иностранных студентов к Советскому Союзу: автореф. дис. … канд. пед. наук / Татьяна Павловна Чернявская. Одесса, 1991. 41 с.
17. Анфалов Е. В. Рефлексивно-прогностическая готовность выпускников военных вузов – цель или средство? // Профессиональное образование в России и за рубежом. 4 (48). 2022. С. 86–92. https://doi.org/10.54509/22203036_2022_4_86
18. Касьяник Е. Л. Надпрофессиональные компетенции личности как основа профессиональной успешности специалистов. Профессиональное становление, воспитание и развитие личности // Профессиональное образование в России и за рубежом. 4 (48) 2022. С. 69–77. https://doi.org/10.54509/22203036_2022_4_69
19. Кудряков С. А., Остапченко Ю. Б., Шаповалов Е. Н., Романце В. В. Транспрофессиональная подготовка современных специалистов: миф или реальная необходимость // Известия СПб: ГЭТУ «ЛЭТИ». № 8/2014. С. 94–98.
20. Шкиль О. С., Бурдуковская Е. А., Чжэн Вэньчжу. О соответствии профессиональной подготовки кадров современным запросам рынка труда // Балтийский гуманитарный журнал. 2016. Т. 5. № 4 (17). С. 348–350.
21. Перспективы российского образования обсудили в рамках Международной конференции «Россия – Африка, 2023». URL: http://duma.gov.ru/news/56635/ (дата обращения: 27.01.2024).
22. Этнокультурная составляющая профессиональной подготовки в военном вузе / Закирьянова И. А., Редькина Л. И., Серкова К. В., Крахоткин П. В. // Образовательные ресурсы и технологии. 2023. № 2 (43). С. 48–55.
23. ТАСС. URL: https://tass.ru/obschestvo/5737997/ (дата обращения: 27.01.2024).
24. Zakiryanova I.A., Mikhailova A.G. Ethnoculture in the system of spiritual and moral education // Bulletin of the Kemerovo State University. Series: Humanities and social sciences. 2023. Vol. 7. No. 1 (25). P. 21–29.
25. Zakiryanova, I. A., Redkina, L. I., Serkova, K. V., Krakhotkin, P. V. Ethnocultural Component of Professional Training at a Military University. Образовательные ресурсы и технологии. 2023. № 2 (43). С. 48–56.
26. Mikhaylova A. G., Kolesnikov A. M., Kokodey T. A. Aeronautical engineers' social representation of professional becoming // Инвестиционные потенциалы и предпринимательство в современной экономике: материалы работы Международной научно-практической конференции. Санкт-Петербургский государственный университет аэрокосмического приборостроения; Ивангородский гуманитарно-технический институт. Санкт-Петербург. 2023. С. 171–179.
Рецензия
Для цитирования:
Крахоткин П.В. Организация профессиональной подготовки иностранных специалистов в российских вузах: основные цели. Вестник Северо-Кавказского федерального университета. 2024;(4):234-240. https://doi.org/10.37493/2307-907X.2024.4.25
For citation:
Krahotkin P.V. Organization of foreign specialists’ professional training in Russian higher education institutions: principal objectives. Newsletter of North-Caucasus Federal University. 2024;(4):234-240. (In Russ.) https://doi.org/10.37493/2307-907X.2024.4.25