Особенности преподавания русского жестового языка сотрудникам органов внутренних дел в процессе профессиональной подготовки
https://doi.org/10.37493/2307-907X.2024.4.23
Аннотация
Введение. Статья посвящена специфике обучения сотрудников органов внутренних дел основам русского жестового языка в процессе их профессиональной подготовки к служебной деятельности. Люди с нарушением слуха или полным его отсутствием сталкиваются с различными социальными ограничениями, сложностями коммуникации в повседневной жизни.
Цель. Рассмотреть особенности преподавания русского жестового языка сотрудникам органов внутренних дел в процессе профессиональной подготовки.
Материалы и методы. Исследование построено на обобщении опыта преподавания русского жестового языка.
Результаты и обсуждение. Жестовый язык считается для сотрудников полиции иностранным, так как имеет собственную лексику, грамматику и законы построения предложений. В ходе анализа были выявлены оптимальные методы и приемы, повышающие эффективность освоения учебного материала.
Заключение. По итогам исследования были сделаны выводы о том, что, на занятиях сотрудники осваивают базовые знания и навыки владения русским жестовым языком в ситуациях профессионально общения, позволяющие быстро и своевременно оказать помощь глухому гражданину, передать и получить необходимую информацию.
Об авторе
Е. В. ВасиленкоРоссия
Елена Викторовна Василенко – кандидат психологических наук, старший преподаватель кафедры социально-экономических и гуманитарных дисциплин
ResearcherID: KSM-8540-2024
д. 43, пр. Кулакова, Ставрополь, 355035
Список литературы
1. Будаев М. В., Василенко Е. В. Этико-психологические правила полицейских с инвалидами, имеющими нарушение функции слуха // Актуальные вопросы науки и практики: материалы научнопрак-тической конференции. Ставрополь. 2017. С. 3–6.
2. ВОЗ. Информационный бюллетень. Март 2023. URL: http://vestnik.mednet.ru/content/view/1473/27/ lang.ru/ (дата обращения: 17.06.2024).
3. Зайцева Г. Л. Методы изучения системы жестового общения глухих // Дефектология: научно-методический журнал / ред. В.И. Лубовский. 1987. № 1. С. 3–11.
4. Зыков С. А. Методика обучения глухих детей языку: учеб. пособие для дефектол. фак. пед. интов.М.: Просвещение, 1977. 200 с.
5. Камнева В. П., Константинова А. А., Полонская О. Ю. Русский жестовый язык: учебно-практическое пособие. Иркутск, 2016. 39 с.
6. Корсунская Б. Д. Обучение речи глухих дошкольников. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1960. 168 с.
7. Липина Е. А. Из опыта преподавания русского жестового языка сотрудникам полиции в системе дополнительного профессионального образования // Психопедагогика в правоохранительных органах. 2018. № 1(72). С. 79–85.
8. Методические рекомендации для обучения переводчиков русского жестового языка в профессиональных образовательных организациях и образовательных организациях высшего образования / авт.- сост.: Афанасьева О.О., Варинова О.А. М., 2016. 86 с.
9. Нарушение слуха в цифрах (статистика). URL: https://sluh.online/ (дата обращения: 17.06.2024).
10. Об объеме владения навыками русского жестового языка сотрудниками органов внутренних дел Российской Федерации, замещающими отдельные должности в органах внутренних дел Российской Федерации: приказ Министерства внутренних дел Российской Федерации, Министерства образования и науки Российской Федерации от 15.06.2015 № 681/587 // Консультант Плюс: комп. справ. правовая система. URL: http://www.consultant.ru (дата обращения: 20.06.2024).
11. Об утверждении порядка определения должностей в органах внутренних дел Российской Федерации, исполнение обязанностей по которым требует владения сотрудниками органов внутренних дел Российской Федерации навыками русского жестового языка: приказ МВД России от 12.05.2015 № 544 // Консультант Плюс: комп. справ. правовая система. URL: http://www.consultant.ru. (дата обращения: 20.06.2024).
12. Постановление Правительства РФ от 29 марта 2019 г. N 363 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Доступная среда»» // Консультант Плюс: комп. справ. правовая система. URL: http://www.consultant.ru. (дата обращения: 20.06.2024).
Рецензия
Для цитирования:
Василенко Е.В. Особенности преподавания русского жестового языка сотрудникам органов внутренних дел в процессе профессиональной подготовки. Вестник Северо-Кавказского федерального университета. 2024;(4):213-220. https://doi.org/10.37493/2307-907X.2024.4.23
For citation:
Vasilenko E.V. Features of teaching Russian sign language to employees of internal affairs bodies in the process of professional training. Newsletter of North-Caucasus Federal University. 2024;(4):213-220. (In Russ.) https://doi.org/10.37493/2307-907X.2024.4.23