Концепция проекта междисциплинарной институции в структуре вуза
https://doi.org/10.37493/2307-907X.2024.4.21
Аннотация
Введение. В статье делается акцент на формирование концепции проекта междисциплинарной институции в структуре вуза, поскольку междисциплинарные связи способствуют наиболее эффективному восприятию преподаваемого материала и анализу текущей ситуации по изучаемым дисциплинам.
Цель. На основании различных методов и приемов анализа определить эффективность развития концепции междисциплинарности в вузе.
Материалы и методы. В данном исследовании рассмотрены возможности развития различных типов междисциплинарности в высшей школе. Применены методы сравнения, анализа и синтеза и другие.
Результаты и обсуждение. Предложена концепция проекта междисциплинарной институции в системе вуза, в рамках кроссдисциплинарности, на примере Севастопольского государственного университета (СевГУ). Определены цели, задачи и основные направления деятельности Центра стратегических оценок и прогнозов региональной системы образования на базе СевГУ.
Заключение. Доказана необходимость и важность применения концепции проекта междисциплинарной институции в структуре вуза.
Об авторах
Л. В. АдонинаРоссия
Лариса Валерьевна Адонина – доцент кафедры дидактики, методики и технологии обучения
ScopusID: 57193162835
ResearcherID: GXG-7933-2022
д. 33, ул. Университетская, Севастополь, 299053
Т. А. Кокодей
Россия
Татьяна Александровна Кокодей – заведующий кафедрой развития образовательных систем
ScopusID: 55315404000
ResearcherID: AAH-6520-2019
д. 33, ул. Университетская, Севастополь, 299053
Е. А. Посная
Россия
Елена Анатольевна Посная – доктор экономических наук, доцент, профессор кафедры менеджмента и бизнес-аналитики
ScopusID: 57193857945
ResearcherID: J-5342-2017
д. 33, ул. Университетская, Севастополь, 299053
Список литературы
1. Frodeman R. The Oxford Handbook of Interdisciplinarity. Ed. by Frodeman R. Oxford, United Kingdom: Oxford University Press. 2010. 480 p.
2. Paul Trowler. GLOBAL: Rethinking academic tribes and territories. McGraw-Hill Education (UK). 2001. 238 p.
3. Gibbons M. What Kind of University? Research and Teaching in the 21st Century. 1997. 20 p.
4. Швец И. М., Мальцева А. А. Междисциплинарность: от межпредметности к инкультурации // Вестник Нижегородского университета им. Н. И. Лобачевского. Серия: Социальные науки. 2016. № 4 (44).С. 216–223. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/mezhdistsiplinarnost-ot-mezhpredmetnosti-kinkulturatsii (дата обращения: 09.12.2022).
5. Крепс Т. В. Междисциплинарный подход в исследованиях и преподавании: преимущества и проблемы применения // Научный вестник ЮИМ. 2019. № 1. С. 115–120. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/mezhdistsiplinarnyy-podhod-v-issledovaniyah-i-prepodavanii-preimuschestva-i-problemyprimeneniya (дата обращения: 09.12.2022).
6. Кокодей Т. А., Горбачева А. В., Посная Е. А. Формирование индивидуальной карьерной траектории выпускника вуза // Вестник Северо-Кавказского федерального университета. 2023. № 2(95). С. 233–239.
7. Кокодей Т. А. Обоснование психолого-педагогических условий цифровизации адаптивного учебного процесса в вузе // Психолого-педагогические условия цифровизации учебной деятельности студентов с ОВЗ. Севастополь: Севастопольский государственный университет, 2023. С. 25–33.
8. Mikhaylova A., Kokodey T., Adonina L. Professional becoming: Future environmental engineers’ social representations // E3S Web of Conferences : XI International Scientific and Practical Conference Innovative Technologies in Environmental Science and Education (ITSE-2023). Divnomorskoe village, Russia: EDP Sciences. 2023. Vol. 431. Article No. 07023.
9. Адонина Л. В., Кокодей Т. А., Посная Е. А. Анализ целесообразности включения зоны элитного образования и интегрированных PhD программ в стратегию вуза // Экономика и предпринимательство. 2023. № 5(154). С. 1059–1062.
10. Кокодей Т. А., Михайлов М. А. Реструктуризация стратегии управления исследовательским процессом в российском вузе // Caucasian Science Bridge. 2023. Т. 6. № 1(19). С. 52–60.
11. Попова Н. В. Междисциплинарные курсы в экономическом вузе // Вестник Российского экономического университета имени Г.В. Плеханова. 2023. Т. 20. № 3(129). С. 40–49.
12. Семенова Н.В., Мурая Е.Н., Перцев В.В. Актуальные проблемы развития системы преподавания в современном вузе // Современное педагогическое образование. 2022. № 12. С. 388–391.
13. Калмыкова С. В., Андреева А. А., Шошмина И. В. Содержательные аспекты обучения профессии разработчика образовательных траекторий в многопрофильном вузе // Вестник педагогических инноваций. 2022. № 3(67). С. 54–63.
14. Валькова Ю. Е. Анализ инновационных образовательных практик в российской высшей школе // Инновации в образовании. 2022. № 4. С. 4–20.
15. Зудина Е. В., Зудин Е. В., Шохнех А. В. Инновационные методы и технологии в условиях становления цифровой образовательной среды // Современные инновации, тенденции, проблемы в области экономики и управления: сборник статей по итогам I Международной научно-практической конференции, Волгоград, 25–27 мая 2023 года. Волгоград: Общество с ограниченной ответственностью "Сфера", 2023. С. 19–21.
16. Воробьева Е. Ю. Междисциплинарный подход к преподаванию специальных дисциплин в вузе // Вопросы педагогики. 2020. № 3-1. С. 50–56.
Рецензия
Для цитирования:
Адонина Л.В., Кокодей Т.А., Посная Е.А. Концепция проекта междисциплинарной институции в структуре вуза. Вестник Северо-Кавказского федерального университета. 2024;(4):196-203. https://doi.org/10.37493/2307-907X.2024.4.21
For citation:
Adonina L.V., Kokodey T.A., Posnaya E.A. The concept of the project of an interdisciplinary institution in limited universities. Newsletter of North-Caucasus Federal University. 2024;(4):196-203. (In Russ.) https://doi.org/10.37493/2307-907X.2024.4.21