Иммерсивные технологии как компонент формирования профессиональных компетенций обучающихся по программе «Промышленная и пожарная безопасность»
https://doi.org/10.37493/2307-907X.2024.4.20
Аннотация
Введение. Рассмотрены некоторые подходы к формированию профессиональных компетенций посредством оптимизации алгоритмов принятия решений, применения информационных технологий, совершенствования представления информации путем моделирования аварийных ситуаций магистрантов направления 20.04.01 Техносферная безопасность.
Материалы и методы. Исследование построено на анализе научной и методической литературы по проблематике иммерсивного образования, особенностей компетентностного подхода, на сравнении результатов образовательной деятельности, систематизации, наблюдении, обобщении, педагогическом эксперименте и т. д.
Результаты и обсуждение. Поскольку наглядно-образные компоненты мышления играют исключительно важную роль в жизни человека, то использование их в обучении оказывается чрезвычайно эффективным. Обучение априори становится практико-ориентированным, предоставляет возможность интерактивного взаимодействия с материалом в реальном времени, предполагает различные режимы и формы работы, повышает степень наглядности контента. Иммерсивность, включение студентов в процесс обучения с учетом возможности моделирования результатов образовательной деятельности на основе анализа и синтеза ситуативных исходов аварийных ситуаций, оперативной трансформации контента, визуальных средств позволяет вовлекать магистрантов в командную работу, стимулировать продуктивную деятельность, реализовать творческий потенциал.
Заключение. По итогам проведенного исследования можно сделать вывод о том, что иммерсивные технологии позволяют обучающимся включаться в проектную деятельность, концентрироваться на результатах, интерпретации аварийных ситуаций, определять существенные факторы, влияющие на исход, обмениваться результатами оценки, визуально представлять результаты.
Об авторе
Е. Р. АбдулинаРоссия
Елена Рафаэлевна Абдулина – доцент, кандидат технических наук, доцент кафедры технологии машиностроения и техносферной безопасности
ResearcherID: IAP-5251-2023
д. 1, ул. Пушкина, Ставрополь, 355017
Список литературы
1. Жигалова О. П. Особенности организации учебной коммуникации в условиях применения технологии виртуальной реальности // Педагогика. Вопросы теории и практики. 2022. № 1. С. 10–16.
2. Корнилов Ю. В., Попов А. А. К вопросу о терминологии и классификации иммерсивных технологий в образовании // Проблемы современного педагогического образования. 2020. № 68. С. 17–21.
3. Беспалько В. П. Некоторые вопросы педагогики высшего образования. Рига, 1972. 151 с.
4. Исследование процессов профессионального становления студентов магистратур в современном вузе: коллективная монография / под ред. Н. Ф. Радионовой, А. В. Тряпицына. СПб.: Изд-во «Лема», 2013. 210 с.
5. Абдулина Е. Р. Компетентность в области безопасности как компонента профессиональной деятельности // Сборник науч. трудов СевКавГТУ. Сер. Гуманитарные науки. Педагогика. 2005. № 2. С. 5–6.
6. Российская Федерация. Законы. О промышленной безопасности опасных производственных объектов: Федеральный закон от 21.06.1997. № 116-ФЗ. 23-е изд., испр. и доп. М.: ЗАО НТЦ ПБ, 2022. 52 с.
7. Российская Федерация. Законы. О лицензировании отдельных видов деятельности: Федеральный закон от 04.05.2011 № 99-ФЗ: офиц. текст. М.: Изд-во стандартов, 1997. 37 с.
8. ГОСТ Р 12.3.047-2012. Система стандартов безопасности труда. Пожарная безопасность технологических процессов. Общие требования. Методы контроля. М.: Изд-во ВНИИПО МВД РФ, 2002. 98 с.
9. ФНиП «Общие правила взрывобезопасности для взрывопожароопасных химических, нефтехимических и нефтеперерабатывающих производств» Приложение № 2 Руководство по безопасности «Методы обоснования взрывоустойчивости зданий и сооружений при взрывах топливновоздушных смесей на опасных производственных объектах» (утв. приказом Ростехнадзора от 15.12.2020 № 533). URL: https://docs.cntd.ru/document/573200380 (дата обращения: 03.03.2024).
10. Об утверждении Руководства по безопасности «Методика оценки последствий аварийных взрывов топливно-воздушных смесей»: приказ Ростехнадзора от 28 ноября 2022 г. № 412. URL: https://nalogcodex.ru/zakonodatelstvo/prikaz-rostehnadzora-ot-28.11.2022-n-412 (дата обращения: 03.03.2024).
11. Об утверждении Руководства по безопасности «Методические основы анализа опасностей и оценки риска аварий на опасных производственных объектах»: приказ Ростехнадзора от 3 ноября 2022 г. № 387. URL: https://ohranatruda.ru/upload/iblock/311/elyz1igo6u3rgrw18pyo23sx7npo6aep/Prikaz-Rostekhnadzora-ot-03.11.2022-N-387.pdf (дата обращения: 03.03.2024).
12. Об утверждении Руководства по безопасности «Методика оценки риска аварий на опасных производственных объектах нефтегазоперерабатывающей, нефте- и газохимической промышленности»: приказ Ростехнадзора от 28 ноября 2022 г. № 414. URL: https://www.gosnadzor.ru/industrial/oil/acts/%D0%9F%D1%80-414%20%D0%BE%D1%82%2028.11.2022.pdf?ysclid=lp8asasprx367691882 (дата обращения: 03.03.2024)
Рецензия
Для цитирования:
Абдулина Е.Р. Иммерсивные технологии как компонент формирования профессиональных компетенций обучающихся по программе «Промышленная и пожарная безопасность». Вестник Северо-Кавказского федерального университета. 2024;(4):187-195. https://doi.org/10.37493/2307-907X.2024.4.20
For citation:
Abdulina E.R. Immersive technologies as a component of the formation of professional competencies of students in the program "Industrial and Fire safety". Newsletter of North-Caucasus Federal University. 2024;(4):187-195. (In Russ.) https://doi.org/10.37493/2307-907X.2024.4.20