Формирование профессиональных компетенций на основе интеграции программ высшего образования и профессионального обучения
https://doi.org/10.37493/2307-907X.2024.3.19
Аннотация
Введение. Актуальность исследования обусловлена необходимостью поиска эффективных методов формирования профессиональных компетенций при подготовке инженеров в соответствии с современными требованиями работодателей. Цель. Статья разъясняет некоторые вопросы реализации программы профессионального обучения «Первоначальная подготовка спасателей МЧС России к ведению поисково-спасательных работ» по профессии спасатель одновременно с обучением студентов по специальности «Горное дело» направленности (профиля) «Технологическая безопасность и горноспасательное дело» и получению ими дополнительной квалификации к высшему образованию. Материалы и методы. Несмотря на методические трудности совмещения программ, показаны пути реализации рабочих программ дисциплин основной образовательной программы высшего образования и программы профессиональной подготовки спасателей без увеличения объема учебной нагрузки профессорско-преподавательского состава кафедр. Результаты и обсуждение. За счет синхронизации учебных планов и рабочих программ дисциплин удалось синхронизировать дисциплины учебного плана подготовки по специальности и дисциплины учебного плана подготовки спасателей, определить необходимое количество часов для прохождения обучающимися специальных дисциплин и получения соответствующих аттестационных документов и удостоверения «Спасатель». Материально-техническое обеспечение учебной пожарно-спасательной части института профессиональной подготовки Санкт-Петербургского университета ГПС МЧС России позволило отработать профессиональные навыки будущим горным инженерам для спасения людей на наземных объектах. Заключение. По итогам проведенного исследования можно сделать вывод о том, что включенность в программу высшего образованию профильной программы профессионального обучения обеспечит формирование дополнительных профессиональных компетенций, необходимых для работы на производственных объектах.
Об авторе
Ю. А. ДубровскаяРоссия
Дубровская Юлия Аркадьевна – кандидат педагогических наук, доцент, научный сотрудник факультета подготовки кадров высшей квалификации
Scopus ID: 57201356445
д. 149, Московский пр-т, Санкт-Петербург, 196105
Список литературы
1. Дубровская Ю. А., Скрипка А. В., Пихконен Л. В. Методика формирования профессиональных компетенций будущих горных инженеров-спасателей. СПб.: Санкт-Петербургский университет ГПС МЧС России, 2023. 248 с.
2. Дубровская Ю. А., Пихконен Л. В. Практико-ориентированное обучение: методика формирования профессиональных компетенций у студентов горной специальности // Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена. 2023. № 210. С. 86–98.
3. Дубровская Ю. А., Пихконен Л. В. Формирование профессиональных компетенций студентов горных специальностей методом ступенчатого погружения в производственную среду // Вестник Красноярского государственного педагогического университета им. В. П. Астафьева (Вестник КГПУ). 2023. № 4(66). С. 5–17.
4. Елютин В. П. Организация и методы практической подготовки специалистов с высшим образованием в СССР. М.: Б. И., 1967. 10 с.
5. Жуков В. А. Инженерная педагогика. Проблемы, опыт, предложения: учебно-методическое пособие для организаторов образовательного процесса и преподавателей высших учебных заведений технического профиля. М.: ИНФРА-М, 2014. 196 с.
6. Зинченко В. О., Россомахина О. М. Методологическая основа практико-ориентированного обучения в вузе // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. 2020. Т. 26. № 1. С. 151-156.
7. Инженерное образование: исторические трансформации и открытые возможности / А. И. Рудской, А. И. Боровков, П. И. Романов, Н. С. Гришина. СПб. Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого, 2023. 119 с. (Инженерное образование).
8. Методология инженерной педагогики / А. А. Кирсанов [и др.]. М.: МАДИ (ГТУ); Казань: КГТУ, 2007. 214 с.
9. Мясников Д. В. К вопросу аттестации аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований, спасателей и граждан, приобретающих статус спасателя, на право ведения поисково-спасательных работ // Проблемы и пути совершенствования проведения аварийно-спасательных работ при ликвидации чрезвычайных ситуаций: сборник трудов ХХXIII Международной науч.-практ. конференции, Химки, 1 марта 2023 года. Химки: Академия гражданской защиты Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий имени генерал-лейтенанта Д. И. Михайлика, 2023. С. 144–149.
10. Петров В. Л. Вопросам подготовки инженерных кадров для горной промышленности – первостепенное внимание // Горный журнал. 2017. № 1. С. 98–100.
11. Пивень В. В. Практико-ориентированный подход в совершенствовании образовательного процесса по инженерным направлениям // Наука, технологии и образование в XXI веке: проблемы взаимодействия и интеграции: сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции 28 февраля 2020 г. Белгород: АПНИ, 2020. С. 149–152.
12. Проблемы инженерного образования. Центр стратегических разработок. 14 июня 2017. URL: https://www.csr.ru/news/1867/ (дата обращения: 25.11.2023).
13. Dashe Li [ed al.] Exploration and research on the engineering education model of «practicing while teaching with curriculum integration» // 2nd Annual International Conference on Cloud Technology and Communication Engineering. Conference Proceeding, Abstracts of Papers. Nanjing, China, 17–19 August, 2018. 133 p.
14. Davis P., Vinson A. and Stevens R. Informal Mentorship of New Engineers in the Workplace: Paper presented at the The 124th ASEE Annual Conference and Exposition. Columbus, Ohio, USA. 2017.
15. Dubrovskaya Y. A., Krasnova E. A., Pihkonen L. V. The use of educational technologies for training engineering graduates // Nuances: Estudos sobre Educação. 2021. Vol. 32, No. 1. P. 021011.
16. Dulzon A. A. Higher Education Reforms and Academic Community, Engineering Education. 2017. Vol. 21. P. 8–16.
17. Endsley M. R. Situation awareness misconceptions and misunderstandings // Journal of Cognitive Engineering and Decision Making. 2015. Vol. 9(1). P. 4–32.
18. Li D. [ed al.]. Exploration and Research on the Engineering Education Model of "Practicing while Teaching with Curriculum Integration". IOP Conference Series: Materials Science and Engineering. 2018. Vol. 466. 012019.
19. Rouvraisa S., Remaudb B., Saveusec M. Work-based learning models in engineering curricula: Insight from the French experience // European Journal of Engineering Education. 2020. Vol. 45(1). P. 89–102.
20. Tejedor G., Segalàs J., Rosas-Casals M. Transdisciplinarity in higher education for sustainability: How discourses are approached in engineering education // Journal of Cleaner Production. 2018. Vol. 175. P. 29–37.
21. Zinchenko V. O., Rossomakhina O. M. Methodological basis of practice-oriented education in higher education // Bulletin of Kostroma State University. Series: Pedagogy. Psychology. Sociokinetics. 2020. Vol. 26. No. 1. P. 151–156.
Рецензия
Для цитирования:
Дубровская Ю.А. Формирование профессиональных компетенций на основе интеграции программ высшего образования и профессионального обучения. Вестник Северо-Кавказского федерального университета. 2024;(3):171-178. https://doi.org/10.37493/2307-907X.2024.3.19
For citation:
Dubrovskaya J.A. Formation of professional competencies based on the integration of higher education and vocational training programs. Newsletter of North-Caucasus Federal University. 2024;(3):171-178. (In Russ.) https://doi.org/10.37493/2307-907X.2024.3.19